Дело № 12-21/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Архангельск, 16 марта 2018 года
пр. Никольский, д. 46
Судья Соломбальского районного суда города Архангельска Долгирева Татьяна Сергеевна, рассмотрев жалобу ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 16 ноября 2017 года №8-ПП/2017-2/148/03-12/164/12 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 16 ноября 2017 года №8-ПП/2017-2/148/03-12/164/12 ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» ФИО1 обжаловала его в районный суд, просила отменить постановление от 16 ноября 2017 года №8-ПП/2017-2/148/03-12/164/12, прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения. В жалобе указала, что работнику по должности «дворник» в октябре 2015 года были выданы необходимые средства индивидуальной защиты. Службой бытового обслуживания учреждения были проведены мероприятия по чистке СИЗ (фартук из полимерных материалов с нагрудником и резиновые сапоги с защитным подноском), выданных работнику в 2015 году, с целью их дальнейшей эксплуатации работником. Ввиду несинхронности в работе должностных лиц, уполномоченных работодателем на выдачу и учет СИЗ, данный факт не был отражен в личной карточке работника, ответственным лицам вынесено дисциплинарное взыскание. В ноябре 2017 год учреждением были приобретены и выданы работнику по должности «дворник» необходимые СИЗ, сведения занесены в личную карточку работника СИЗ.
Защитник ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» - ФИО1 в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.
Выслушав позицию защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ юридическое лицо (организация), вступившее и трудовые отношения с работником, является работодателем.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Статьей 219 ТК РФ каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 221 ТК РФ).
Согласно п.п. 4, 5, 13, 14, 34 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).
Согласно пункту 1.4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза № 878 от 09.12.2011, средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие указанного технического регламента, приведены в приложении № 1 к указанному регламенту.
В силу пункта 5.5 раздела 5 Технического регламента при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с п. 23 указанным норм работникам по должности «дворник» выдаются:
-костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий -1 на год,
-фартук из полимерных материалов с нагрудником - 2 на год,
- сапоги резиновые с защитным подноском – 1 пара на год,
- перчатки с полимерным покрытием – 6 пар на год.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Санкция ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания для юридического лица предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 02 октября 2017 года в отношении ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защиты прав и интересов работников.
В результате проверки выявлены нарушения законодательства о труде и охране труда, которые отражены в акте проверки от 13 ноября 2017 года, а именно работник учреждения по должности «дворник» *** не обеспечен фартуком из полимерных материалов с нагрудником, сапогами резиновыми с защитным подноском.
Выявленное нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, послужило основанием для составления протокола и вынесения постановления о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля учреждения.
При таких обстоятельствах у учреждения имелась возможность для соблюдения трудового законодательства, однако исчерпывающих мер, направленных на их соблюдение, принято не было.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Данное деяние Учреждения правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено учреждению в виде штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с учетом наличия смягчающего обстоятельства - добровольного исполнения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Оснований для признания совершенного учреждением правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением. Устранение нарушений, отсутствие каких-либо негативных последствий, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ определяет, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что ранее к административной ответственности учреждение не привлекалось, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют отягчающие административную ответственность обстоятельства, учитывая должностные обязанности работника, необеспеченного СИЗ, соответственно, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, полагаю возможным изменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 16 ноября 2017 года №8-ПП/2017-2/148/03-12/164/12 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» изменить путем замены назначенного ГБСУ АО «Маймаксанский психоневрологический интернат» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.С.Долгирева