ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2018 от 23.01.2018 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

№12-21/2018

Р Е Ш Е Н И Е

23 января 2018 года г.Сергиев Посад

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующий судья Казарова Т.В., при секретаре Солнцевой М.С., с участием защитника Гладышевой И.Г.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской <адрес>ФИО5 от 09.10.2017г. по делу об административном правонарушении по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ИФНС России по г.<адрес>ФИО5 от 09.10.2017г. ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

ФИО1 признан виновным в том, что в нарушение ч.1 ст.7 ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмываниию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» допустил неисполнение обязанности по идентификации клиента (участника азартных игр) до приема на обслуживание.

ФИО1 обжаловал указанное постановление, ссылаясь на его незаконность, просил об его отмене. В обоснование жалобы указал, что он незаконно был привлечен к ответственности; постановление начальника ИФНС не содержит сведений о том, какие конкретно действия его, как генерального директора ООО «<данные изъяты>» привели к совершению вмененного административного правонарушения, равно как и не установлено в чем именно, выразилось неисполнение им либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Указывает, что ООО «Панорама» постоянно, как и в указанные в постановлении периоды, в рамках соблюдения законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляло проверку среди своих клиентов (участников азартных игр) на наличие либо отсутствие в отношении них сведений о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму путем просмотра информации, находящейся в открытом доступе, из перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности посредством на сайте Росфинмониторинга. В связи с тем, что на официальном сайте среди опубликованного списка лиц, в отношении которых имеются сведения о принадлежности их к экстремистской деятельности или терроризму, совпадений с перечнем клиентов ООО «Панорама выявлено не было, о чем сданы квартальные отчеты в Росфинмониторинг, считает необходимость в дальнейшей сверке сведений путем их скачивания из личного кабинета, где имеются аналогичные сведения с добавлением паспортных данных, отсутствовала. Кроме того, не согласен с назначением ему максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, более того, считает указанное бездействие, которое по мнению налогового органа образует состав правонарушения вмененным ему, является малозначительным.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен. Его защитник по доверенности Гладышева И.Г. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи. Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ), а также ее должностные лица.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе: организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента (участника азартных игр), с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Требования к идентификации клиентов утверждены Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011г. № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Положение).

Согласно п. 2.4 указанного Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень) Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015г. № 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее – Правила).

Согласно п. 20 указанных Правил информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте. Доведение информации, предусмотренной пунктом 20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте (п. 21 Правил).

Из материалов дела следует, что ООО «Панорама» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии № 19 от 28.07.2011г., соответственно, обязано соблюдать требования в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем (далее - легализация (отмывание) преступных доходов), финансированию экстремистской деятельности и терроризма.

Согласно приказа № 06\16-р от 21.06.2016г., обязанности специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, является генеральный директор ООО «Панорама» ФИО1

Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля ООО «Панорама», обязан осуществлять идентификацию участников азартных игр с обязательным использованием актуального на дату проверки Перечня, полученного с использованием Личного кабинета.

Административным органом установлено, что ООО «Панорама» в нарушение вышеуказанных требований Личный кабинет не использовался в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ.. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО "Панорама" ФИО1, вопреки доводам заявителя, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией приказа № 06\16-р от 21.06.2016г. ООО «Панорама» о возложении обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля на генерального директора ООО «Панорама» ФИО1; письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ от 24.05.2017г. № 04-03-01\9934 и приложениями к нему; иными материалами дела.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу содержат указание на дату и время совершения административного правонарушения. На момент вынесения постановления сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. С учётом изложенного, суд не находит каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении данного дела, влекущих безусловную отмену постановления.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, при назначении заявителю административного штрафа, административным органом был избран максимальный размер санкции в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в размере 30 000 рублей. При этом мотивированного решения применения максимального размера наказания в отношении ФИО1, постановление не содержит.

Учитывая отсутствие по делу установленных отягчающих обстоятельств, суд считает необходимым снизить размер назначенного ФИО1 административного штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л

Постановление начальника ИФНС России по г.<адрес>ФИО5 от 09.10.2017г. по делу об административном правонарушении по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, изменить, снизив размер назначенного штрафа до 15000 (пятнадцати тысяч) рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Т.В. Казарова