ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2020ГОДА от 16.04.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 12-21/2020 года

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Осташков 16 апреля 2020 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

с участием прокурора Кормаковой А.А.,

рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Бородиной Ж.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области Людина А.В. №254 от 14.02.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области Людиным А.В. юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным в в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «РЖД» обратился в суд с жалобой, в которой просит о его отмене и прекращении по данному делу производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что указанное в постановлении складирование порубочных остатков, валежника, сухостоя и иных горючих материалов образовалось по вине субарендатора земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Привокзальная, д.1, ООО «Лесресурс». ОАО «РЖД» в своей деятельности не допускает в местах прилегания к лесным массивам складирование валежника, порубочных остатков и других горючих отходов. Также ссылался на отсутствие в действующем законодательстве разъяснений понятия «своевременного» вывоза вышеназванных материалов с полосы отвода. Полагает, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «РЖД» по доверенности Бородина Ж.В. поддержала жалобу по доводам указанным в ней, о чем представила письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Должностное лицо - заместитель главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области Людин А.В. – в установленном законом порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщал.

Прокурор Кормакова А.А. в судебном заседании полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу ОАО «РЖД» – не подлежащей удовлетворению ссылаясь на то, что в соответствии со ст.42 ЗК РФ, ст.37 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», ч.1 ст.9 ФЗ №17-ФЗ от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ответственность за содержание полосы отвода железной дороги несет ОАО «РЖД».

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены постановления №254 от 14.02.2020 года не нахожу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст.37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под землями железнодорожного транспорта понимается земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Ч.1 ст.9 Федерального закона от 10.01.2003 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.278 Правил о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 года полосы отвода и охранные зоны железных дорог (в том числе переведенных на консервацию) должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесенных к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.

П.п.«а» п.282 Правил о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 года запрещено складирование сена, соломы и дров на расстоянии менее 50 метров от мостов, путепроводов, путевых сооружений и путей организованного движения поездов, а также лесных насаждений.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административным правонарушением в соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признавая ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ должностное лицо сослалось на доказанность вины последнего, а также на отсутствие доказательств о принятии им всех зависящих от него мер для соблюдения установленных законами требований пожарной безопасности, связанных с очисткой земель железнодорожного транспорта от остатков лесных материалов, принадлежащих ОАО «РЖД».

Эти выводы основаны на материалах дела, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Доводы жалобы об отсутствии вины ОАО «РЖД» в связи с тем, что по вине субарендатора земельного участка ООО «Лесресурс» образовались остатки лесных и иных горючих материалов противоречат вышеприведенным нормам права, поскольку собственником данного земельного участка является ОАО «РЖД» и именно оно в соответствии с Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 года обязано контролировать складирование сена, соломы, дров и иных горючих материалов от мостов, путепроводов, путевых сооружений и путей организованного движения поездов, а также лесных насаждений.

Таким образом, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.

Существенных нарушений процессуальных норм не допущено, в связи с чем законных оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.10 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области Людина А.В. №254 от 14.02.2020 года оставить без изменения, а жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Федеральный судья: В.Л.Ежелый.