ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2021 от 02.06.2021 Ковылкинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №12-21/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ковылкино 02 июня 2021 г.

Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Зорина С.А.,

при секретаре Поповой З.В.,

с участием и.о. Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Евстропова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Вепрь» ФИО1 на определение от 14 апреля 2021 г. Ковылкинского межрайонного прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2,

установил:

определением Ковылкинского межрайонного прокурора отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оспаривая законность принятого прокурором определения, директор ООО «Вепрь» ФИО1 в своей жалобе указывает на то, что в качестве оснований для привлечения к ответственности должностных лиц ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ими было указано на составление в отношении их организации Акта по результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № 215 от 17.08.2020 и протокола осмотра (обследования) принадлежащих юридическому лицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.08.2020, которые свидетельствуют о фактическом проведении в отношении ООО «Вепрь» внеплановой проверки.

При этом заданий о проведении такой проверки не выносилось. С органами прокуратуры она не согласовывалась, сведения о проверке не вносились в ЕГИС «Единый реестр проверок». Ими было указано, что осмотр (обследование) проведен в отношении конкретного юридического лица – ООО «Вепрь», фактически проведена внеплановая проверка при отсутствии оснований и в нарушение всех правил ее организации и проведения, установленных ст.10 ФЗ № 294 и с грубыми нарушениями, установленными в ч.2 ст.20 ФЗ № 294.

Как видно из результатов проведенных мероприятий ( Акт №215 от 17.08.2020 и протокол осмотра (обследования) от 17.08.2020 и ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» имелись данные о том, что земельный участок используется юридическим лицом ООО «Вепрь» на основании соответствующего договора купли – продажи. Тем не менее. Были произведены мероприятия по контролю для оценки соответствия осуществляемых деятельности или действий (бездействия) ООО «Вепрь», выполняемых работ, обязательным требованиям.

Приказом директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 утверждено задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № 383 от 03.08.2020 и задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № 383 от 03.08.2020 и задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № 329 от 03.08.2020.

При этом, ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» нарушена последовательность исполнения государственной функции, предусмотренной пунктом 36 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора.

Считает, что в отношении ООО «Вепрь» фактически проведена внеплановая проверка при отсутствии оснований и с грубым нарушением установленных в части 1 статьи 20 ФЗ «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок.

Кроме того, вопреки требованиям постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. №438, которым введены ограничения на проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении ООО «Вепрь» проведена внеплановая проверка.

Поскольку в обжалуемом определении прокурора не учтены вышеуказанные положения закона и доводы жалобы, просит определение от 14 апреля 2021 г. Ковылкинского межрайонного прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 отменить, возвратить заявление ООО «Вепрь» от 01.10.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностных лиц ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» в Ковылкинскую межрайонную прокуратуру Республики Мордовия для рассмотрения по существу.

В судебное заседание представитель ООО «Вепрь» не явился, извещен надлежаще. Суд определил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

И.о. Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Евстропов М.В. считает определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении законным, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 19.6.1 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

Ответственность по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Ответственность по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

Ответственность по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.

Материалами дела установлено, что в Ковылкинскую межрайонную прокуратуру поступило заявление директора ООО «Вепрь» ФИО1 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2

В качестве обоснования для привлечения к административной ответственности должностного лица было указано, что контрольные мероприятия в отношении ООО «Вепрь» назначены директором ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 в нарушение требований ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

03.08.2020 приказом директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» № 383 ФИО2 утверждено задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах (задание от 03.08.2020 № 329), по результатам которого установлено нарушение ООО «Вепрь» условий (подп. «г» п.15) договора купли – продажи лесных насаждений от 29.06.2020 № 3, п.16, подп. «б» п.17 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, а именно непроведение чистки места рубки от порубочных остатков и их укладки в кучи (протокол осмотра от 17.08.2020, акт от 17.08.2020 № 215).

Проверив заявление ООО «Вепрь» о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 Ковылкинский межрайонный прокурор А.В.Калядин пришел к выводу об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, сделав вывод о том, что в отношении ООО «Вепрь» 17.08.2020 государственный надзор осуществлен посредством проведения мероприятия по контролю. Внеплановая проверка не проводилась.

В соответствии с законом № 294-ФЗ проведение мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах не требует согласования с органами прокуратуры.

В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, директор ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2, вынося приказ №383 от 03.08.2020 об утверждении задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, руководствовался пунктом 11 приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1120 от 30.12.2015.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и Природопользования Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. № 1, Минлесхоз Республики Мордовия является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия, исполняющим переданные согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений.

В целях реализации вышеуказанных полномочий Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 30 декабря 2015 г. № 1120 был утвержден оспариваемый Порядок.

Разделом II предусмотрен порядок проведения мероприятия по контролю за использованием лесных участков на основании, в том числе, договоров купли- продажи лесных насаждений. В ходе данных мероприятий осуществляются осмотры и обследования лесных участков, предоставленных в пользование, по результатам которых составляются протоколы осмотра территории лесного участка, запрашиваются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка использования лесного участка, проводятся иные контрольные действия.

Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено по результатам проведенных мероприятий уполномоченным должностным лицом составить акт.

Несмотря на то, что Приказ Минлесхоза РМ от 30.12.2015 №1120 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия» утратил силу в связи с изданием приказа от 11.05.2021 г. № 341 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия».

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях должностного лица ФИО2 состава административного правонарушения, поскольку на дату проведения контрольно-надзорных мероприятий приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1120 от 30.12.2015 в лесах являлся действующим.

Довод заявителя о том, что ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» нарушена последовательность исполнения государственной функции, предусмотренной пунктом 36 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора, основан на ошибочном толковании пунктов 36 и 37 Административного регламента, так как оспариваемый порядок предполагает возможность проведения патрулирования вне зависимости от того, осуществлялась ли проверка.

Исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1, 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Отсутствие хотя бы одного из признаков, образующих состав правонарушения влечет отсутствие состава административного правонарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для отмены определения от 14 апреля 2021 г., вынесенного Ковылкинским межрайонным прокурором об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

определение Ковылкинского межрайонного прокурора Калядина А.В. от 14 апреля 2021 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО2 оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Вепрь» ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия ФИО3

1версия для печатиДело № 12-21/2021 (Решение)