ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2021 от 07.04.2021 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-21/2021

УИД 19RS0010-01-2021-000183-80

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 07 апреля 2021 г.

Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,

при секретаре Капчигашевой В.Э.,

с участием:

представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «ЗДК» - адвоката Двигуна П.С., предъявившего ордер № 007968 от 17 февраля 2021 г.,

представителя административного органа – Департамент лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия – старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ЗДК» ФИО2 на постановление от 08 февраля 2021 г. старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ЗДК», -

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 08 февраля 2021 г., вынесенным старшим государственным лесным инспектором Туимского лесничества ФИО1, юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «ЗДК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, директор ООО «ЗДК» ФИО2 обратился с жалобой в суд, полагая, что при процедуре привлечения к административной ответственности Общества были допущены нарушения процессуальных норм; вынесенное постановление не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ; в действиях Общества отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - адвокат Двигун П.С., участвуя в судебном заседании, доводы жалобы поддержал, дополнив следующее:

- нарушена территориальная подведомственность рассмотрения дела, поскольку местом совершения данного правонарушения следует считать место нахождения ООО «ЗДК» согласно государственной регистрации: <...>. Территориальная подсудность дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность – организованы мероприятия по восстановлению лесов;

- отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в нарушении п.п. 7, 8, 9 Правил выполнения работ по лесовосстановлению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 г. № 566, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сета «Интернет» не разместило информацию о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения. Следовательно, ООО «ЗДК» не имело возможности обратиться с соответствующим заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению, так как в силу п. 11 вышеназванных Правил в заявлении должны быть указаны в том числе сведения о выбранных землях, на которых будут производится работы по лесовосстановлению или лесоразведению;

- ООО «ЗДК» не было уведомлено о времени и месте составления административного протокола. Содержащиеся в материалах дела сведения о получении директором ООО «ЗДК» ФИО2 уведомления о составлении протокола об административном правонарушении не соответствуют действительности. Содержащаяся в названном уведомлении подпись от имени ФИО2 не была выполнена именно им и требует проведение по делу почерковедческой экспертизы.

Представитель административного органа высказал несогласие с доводами заявителя и представителя Общества, указав, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено в адрес директора ООО «ЗДК» ФИО2 посредством электронной почты и тем же способом возвращены в административный орган при наличии в названном уведомлении сведений об ознакомлении с ним и подписи, выполненной от имени ФИО2

По вопросу о размещении на официальном сайте Минприроды Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сета «Интернет» информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, в ходе рассмотрения жалобы был направлен запрос в названный орган исполнительной власти.

Должностным лицом названного исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия представлена информация следующего содержания:

Реестр участков, на которых возможно выполнение работ по компенсационному восстановлению в 2020 г., был размещен в декабре 2019 г. Указанный Реестр регулярно обновляется, в связи с убытием лесных участков (переданных лесопользователям для проведения работ по компенсационному лесовосстановлению) и дополнением новых лесных участков (после проведения обследования с целью установления возможности использования для выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению). Редактирование (актуализация) информации на сайте происходит способом замещения актуальной информацией о лесных участках, предназначенных для лесовосстановления. Сохранение (архивирование) неактуальной информации на сайте не применяется.

В опровержение названным сведениям представитель административного органа представил ответ начальника отдела Туимского лесничества на запрос руководителя иной золотодобывающей компании о том, что на 15 августа 2020 г. площадей, пригодных для проведения лесовосстановления, не подобрано, Туимским лесничеством проводятся работы по изысканию площадей, пригодных для проведения компенсационного лесовосстановления.

Изучив доводы жалобы (основной и дополнительной), выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные сведения, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «ЗДК» (ИНН <***>) 13 марта 2019 г. получена лицензия АБН 00779 БП с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке недр, расположенного на территории Ширинского района Республики Хакасия.

25 июня 2019 г. между ООО «ЗДК» и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия был заключен договор № 861 аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки полезных ископаемых с местом положения: Республика Хакасия, Ширинский район, квартал 13 (выдел 17), квартал 27 (выделы 5, 6, 9, 10, 11), квартал 28 (выделы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16), квартал 46 (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 22), квартал 47 (выделы 1, 3, 20) Беренжакского участкового лесничества Туимского лесничества.

Согласно п/п «л» п. 3.4 названного Договора арендатор (ООО «ЗДК) обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов, в том числе с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования и воспроизводств лесов и лесоразведения».

ООО «ЗДК» был предоставлен отчет об использовании лесов (лесная декларация) в период 2019 г.: снятие почвенно-растительного слоя под размещение карьера, из содержания которого следует, что в лесных кварталах 27 (выдел 11), 28 (выделы 7, 8, 9, 14, 15), 46 (выдел 4) на общей площади лесосеки 2,5 га произведена сплошная рубка лесных насаждений.

14 января 2021 г. лесничим Беренжакского участкового лесничества ФИО3 было проверено выполнение ООО «ЗДК» работ по лесовосстановлению, а именно проведена документарная проверка, в ходе которой установлено, что названным юридическим лицом работы по лесовосстановлению на площади 2,5 га не выполнены в установленный срок, о чем был составлен акт проверки и рапорт.

Акт проверки деятельности ООО «ЗДК» и рапорт, составленные лесничим Беренжакского участкового лесничества ФИО3, содержат сведения, зафиксированные в письменной форме, на основании которых возможно установить наличие события административного правонарушения.

При этом следует учесть, что допущенное Обществом правонарушение было выявлено не в рамках проведения проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а по результатам проверки сведений о наличии либо отсутствии принятия Обществом мер о намерении провести работы по лесовосстановлению.

В связи с выявленным нарушением, допущенным ООО «ЗДК», должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении директор ООО «ЗДК» ФИО2 был уведомлен лично. Названный факт подтвержден представленными представителем административного органа сведениями о направлении уведомления посредством электронной почты, которые не вызывают сомнений в своей достоверности.

Следовательно, довод дополнительной жалобы о том, что ООО «ЗДК» не было уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении не может быть признан состоятельным.

Оснований для проведения почерковедческой экспертизы на предмет установления выполнены ли подписи в уведомлении от имени ФИО2 либо другого лица, не имеется, поскольку названное уведомление с подписями об ознакомлении с ним было возвращено в адрес лица административного органа посредством электронной почты. Следовательно, в присутствии должностного лица административного органа уведомление не было подписано. Однако данное обстоятельство не является основанием полагать, что юридическое лицо не было поставлено в известность о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Тот факт, что протокол об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены по адресу, не являющегося юридическим адресом местонахождения ООО «ЗДК», не является основанием для признания нарушений процессуальных требований КоАП РФ, поскольку на рассмотрении дела директор Общества присутствовал и ему были разъяснены положения глав 25 и 30 КоАП РФ, в том числе на ознакомление со всеми материалами дела. Сведения о составлении протокола об административном правонарушении указаны по тексту обжалуемого постановления.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии директора ООО «ЗДК» ФИО2

По результатам рассмотрения дела вынесено обжалуемое постановление, из содержания которого следует, что ООО «ЗДК» в 2019 г. была проведена рубка лесных насаждений на площади 2,5 га на лесном участке Беренжакского участкового лесничества Туимского лесничества, находящегося на территории Ширинского района Республики Хакасия, арендованного для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки месторождения полезных ископаемых, о чем был предоставлен отчет об использовании лесов. По истечению одного года с момента окончания декларируемого периода, то есть в срок до 31 декабря 2020 г., ООО «ЗДК» не были выполнены мероприятия по компенсационному лесовосстановлению.

Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, поэтому деяние юридического лица было квалифицировано по указанной норме.

Правовое регулирование лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, в том числе санитарных мер, повышения продуктивности лесов и т.п., устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации в главе 4 «Воспроизводство лесов и лесоразведение» и актами Правительства РФ.

В силу ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству; воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, лесовосстановление.

Согласно ст. 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется по Правилам, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с названным Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 4 ст. 29.1, ст. 30, ч. 4.1 ст. 32 Лесного кодекса РФ.

Положениями ст.ст. 29.1, 30, 32 Лесного кодекса РФ определены заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов. При этом, ООО «ЗДК» при вышеописанных обстоятельствах была произведена рубка лесных насаждений не в целях, предусмотренных названными нормами.

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования и воспроизводств лесов и лесоразведения» с 1 января 2019 г. в Лесной кодекс РФ была внесена ст. 63.1, которой установлено, что за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи, лица, в том числе использующих леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ), обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Названные лица как субъекты лесовосстановления указаны в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 188 (п/п «в» п. 6), действовавших на момент вменяемого ООО «ЗДК» административного правонарушения.

Аналогичные положения содержатся в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 04 декабря 2020 г. № 1014, действующих на момент вынесения обжалуемого постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ вышеназванная обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению не распространяется на лиц, использующих леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Под исключение, предусмотренное названной нормой закона, деятельность ООО «ЗДК», связанная с рубкой лесных насаждений на площади 2,5 га при обстоятельствах изложенных в обжалуемом постановлении, не попадает.

Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 г. № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ.

Согласно п. 5 названных Правил работы по лесовосстановлению производятся лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, - в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации (ст. 26 ЛК РФ), в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что выполнение работ по лесовосстановлению лицам, использующим леса в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ установлена обязанность в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию:

а) наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя;

б) адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

в) контактный телефон;

г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе;

д) основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

е) сведения о лесной декларации, в соответствии с которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

ж) сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Заявление от ООО «ЗДК» о намерении провести работы по лесовосстановлению в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не поступало.

Между тем, названная обязанность Обществом могла быть исполнена при надлежащей организации должностными лицами Минприроды Республики Хакасия своих полномочий, предусмотренных п. 9 Правил работы по лесовосстановлению, согласно которого информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч. 3 ст. 5.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основании решения, указанного в п. 8 названных Правил.

Между тем, довод дополнительной жалобы о том, что названная информация не была размещена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не опровергнут при рассмотрении жалобы.

Представленные и.о. заместителя министра по лесному хозяйству ФИО4 сведения о том, что необходимая информация была размещена на сайте в декабре 2019 г. и в настоящее время не сохранена в виду её неактуальности, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Так, согласно Приказа Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждения перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», срок хранения документов, включая информацию, сведения, справки, подготовленные для размещения на сайте организации в сети «Интернет» составляет три года.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о необоснованности выше представленных сведений о том, что информация на сайте Минприроды Республики Хакасия о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения на 2020 г. была размещена, а в дальнейшем редактирована в виду её неактуальности.

В силу ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая данные нормы закона, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, полагаю необходимым признать, что ООО «ЗДК» не могло направить в названный орган соответствующее заявление, которое наравне с другими сведениями должно содержать сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, по причине отсутствия на сайте Минприроды Республики Хакасия информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения на 2020 г.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая требования названной нормы закона, прихожу к выводу, что именно в результате невыполнения уполномоченным органом обязанности по размещению необходимой информации, содержания которой должно быть внесено в соответствующее заявление о выполнении работ по лесовосстановлению, Общество было лишено возможности исполнить обязанность по выполнению Правил работы по лесовосстановлению, что привело к нарушению требований ст. 63.1 Лесного кодекса РФ.

Довод представителя Общества о том, что названное Общество обращалось в Министерство природы Республики Хакасия с вопросом о предоставлении информации о землях, не был опровергнут, а потому признается обоснованным.

При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии в бездействии ООО «ЗДК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, а следовательно, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, судья, -

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора ООО «ЗДК» удовлетворить.

Постановление от 08 февраля 2021 г. старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ЗДК» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ЗДК», прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Верховном суде Республики Хакасия путём подачи жалобы и принесения протеста через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Судья

Ширинского районного суда Марков Е.А.