ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2021 от 14.01.2021 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№12-21/2021

РЕШЕНИЕ

14 января 2021 г. г. Астрахань

Судья Наримановского районного суда Астраханской области Губина Л.М.,

с участием старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Айриян М.К.,

представителей Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО1, ФИО2, ФИО4,

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Чистая среда» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6 от 7 декабря 2020 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Чистая среда»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 7 декабря 2020 г., вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главным специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6, юридическое лицо ООО «Чистая среда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

И.о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 обратился в суд с протестом на указанное постановление, в котором просит постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6 от 7 декабря 2020 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Чистая среда» отменить, дело об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании помощникАстраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Айриян М.К. доводы протеста поддержал в полном объеме.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Чистая среда» ФИО5 в судебном заседании поддержал протест прокурора в полном объеме.

ПредставителиМежрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО1, ФИО2, ФИО4 в суде просили постановление оставить без изменения, а протест без удовлетворения;в возражениях указали, что Межрегиональным управлением в отношении ООО «Чистая среда» плановые (внеплановые) проверки не организовывались и не проводились, меры административного воздействия в отношении юридического лица ООО «Чистая среда» по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ приняты исключительно на основании положений КоАП РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, прихожу к следующему:

Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федеральных законов от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ; от 23.07.2013 N 226-ФЗ) наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Из материалов дела усматривается, что 3 декабря 2020 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главным специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6, в отношении ООО "Чистая среда" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Привлекая ООО "Чистая среда" к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что ООО «Чистая среда», эксплуатируя объект Пром. Площадка – Полигон отходов производства и потребления (№ 12-0130-001417-П), расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 5,3 км западнее с. Рассвет, в 10.7 км южнее с. Волжское, основным видом деятельности ООО «Чистая среда» согласно выписке из ЕГРЮЛ является: (38.12) сбор опасных отходов, и т.д., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами РФ предусмотрена административная ответственность, 14 мая 2020 г. в 06:40 часов допустило возгорание на территории Полигона отходов производства и потребления (площадью около 200 кв.м.) по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 5 км западнее с. Рассвет, в 10.5 км южнее с. Волжское, в отсуствие обеспечения надлежащего производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Факт правонарушения выявлен в ходе проведения проверочных мероприятий Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой 14 мая 2020 г. и обследования территории в отношении юридического лица ООО «Чистая среда», а также на основании информации ГУ МЧС России по Астраханской области.

По результатам проверки должностное лицо по возбужденному прокуратурой делу об административном правонарушении привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, дело в отношении юридического лица прокуратурой не возбуждалось, в связи с отсутствием оснований.

Должностным лицом, без предварительного выяснения у прокуратуры сведений о результате проверки, самостоятельно составлен протокол в отношении юридического лица ООО «Чистая среда» в нарушение сроков, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ.

Из части 5 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом. Закон регламентирует различные формы контрольных мероприятий: мероприятия без взаимодействия (ст. 8.3); плановые проверки (ст. 9); внеплановые проверки (ст. 10). Организация указанных контрольных мероприятий с нарушением порядка их проведения в силу ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ является грубым нарушением, влекущим административную ответственность по ст. 19.6.1 КоАП РФ, и недействительность результатов проверки.

Федеральный закон № 294-ФЗ обеспечивает защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих активными субъектами прежде всего в сфере предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, незаконные действия (бездействие) в отношении которых при проведении проверок способны оказать существенное негативное воздействие как на деятельность самих указанных субъектов и их контрагентов, так и на экономику страны в целом. В этой связи законом установлен исчерпывающий перечень контрольных мероприятий без процедуры проведения плановых и внеплановых проверок.

Исключения из данного правила установлены, в частности п. 3 Закона № 294-ФЗ, согласно которым положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).

Должностное лицо административного органа при проведении проверки было привлечено прокуратурой для осуществления экспертно-аналитической помощи, полномочия государственного инспектора не регламентируются Федеральным законом № 294-ФЗ, и обусловлены полномочиями проводящего проверку прокурора.

Прокуратурой материал об обнаружении правонарушения в отношении юридического лица ООО «Чистая среда» в адрес Управления Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям для принятия мер не направлялся;государственный инспектор Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6 3 декабря 2020 года с нарушением установленного 3-х дневного срока со дня обнаружения возгорания полигона отходов производства и потребления, без проведения соответствующей проверки административным органом, составила протокол об административном правонарушении, и 7 декабря 2020 г.вынесла постановлениео привлечении ООО «Чистая среда»к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является грубым нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и, по мнению судьи, является основанием для удовлетворения протеста прокурора и отмены вышеуказанного постановления о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 -30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест и.о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6 от 7 декабря 2020 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Чистая среда»- удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО6 от 7 декабря 2020 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Чистая среда» - отменить, дело об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Наримановский районный суд в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2021 г.

Судья Л.М. Губина