к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
24 марта 2021 года г.Новороссийск
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края Пупынина С.М.
при секретаре Гоголевой М.С.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности – ПАО «НМТП» Черкасовой М.А, действующей на основании доверенности «№ от 21.12.2020г.,
представителей Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Балагура С.В., по доверенности, Коновалова И.В., по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. от 19.01.2021г. №-Р/ПР/2020 о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды №-Р/ПР/2020 ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «НМТП» обжаловало его в судебном порядке, указав в обоснование жалобы, что ПАО «НМТП» незаконно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, за использование части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206007:12, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Также указав, чтов соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№-р в период с 03 ноября по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ПАО «НМТП».Участок территории Широкого пирса № (в районе причалов №№а, 7, 8, участок территории Широкого пирса №, причал №Б, а также часть территории земельного участка с кадастровым номером №, участок территории Восточного пирса ПАО «НМТП» (в районе причалов №, 5, 6, 6а) образуют единый объект- территория грузовых районов (объект HBOCМЛ -0123- 003123-П) - хозяйственный объект, на котором ПАО «НМТП» осуществляет свою деятельность.Деяние, выразившееся в форме бездействия, осуществлены на одном объекте - территории грузовых районов (объект HBOCМЛ-0123-003123-П), что отражено во всех постановлениях об административных правонарушениях. На балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС, земельные участки к объектам НВОС также не относятся. Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№-Р/ПР/2020и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с в связи с повторным привлечением ПАО «НМТП» к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В судебном заседании представитель ПАО «НМТП» доводы жалобы поддержала по вышеуказанным основаниям, просила суд учесть при рассмотрении дела, что в соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса водоохранная зона это вся территория единой системы, очистных сооружений нет.
Представители Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора просили постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-Р/ПР/2020 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Пояснили, что гидротехнические сооружения друг от друга не зависимы, и включают несколько причалов, также указали, что ливневая инфраструктура на каждом пирсе своя. Вся инфраструктура не зависима от другого гидротехнического сооружения, у каждого причала есть свой кадастровый номер. Кроме того, сброс осуществляется с каждого гидротехнического сооружения отдельно, водосборные площади разные и техническое сооружение определено под разную хозяйственную деятельность, а именно, на Восточном пирсе – уголь и окатыши, на другом нефтепродукты. На каждом пирсе отдельная ливневая система, они не соединены в единую систему ливнеотведения.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает в случае невыполнения требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении
в отношении ПАО «НМТП», возбужденном по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, в соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№-р в период с 03 ноября по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ПАО «НМТП». По результатам данной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ.
ДД.ММ.ГГГГ при обследовании территории грузовых районов ПАО «НМТП», расположенной в водоохранной зоне Черного моря, а именно участок территории Широкого пирса №, причал №Б, а также часть территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206007:12 не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Данные участки территории не имеют сооружений и систем (ливневой канализации), обеспечивающие сбор и отвод сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения, в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, а также не оборудованы иными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, указанными в п.16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса: сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых,инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на
окружающую среду.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 34 вышеуказанного Федерального закона при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно п. 3 ч. 2. ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Довод жалобы о том, что ПАО «НМТП» привлечено трижды за совершение одного и того же правонарушения, ввиду того, что территория Широкого пирса №, Широкого пирса №, Восточного пирса образует единый хозяйственный объект (объект НВОС МЛ-0123-003123-П), не может быть принята судом по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что гидротехнические сооружения друг от друга не зависимы, и каждый включает несколько причалов, ливневая инфраструктура на каждом пирсе своя. Вся инфраструктура не зависима от другого гидротехнического сооружения, у каждого причала есть свой кадастровый номер. Кроме того, сброс осуществляется с каждого гидротехнического сооружения отдельно, водосборные площади разные и техническое сооружение определено под разную хозяйственную деятельность, а именно, на Восточном пирсе – уголь и окатыши, на другом нефтепродукты. На каждом пирсе отдельная ливневая система, они не соединены в единую систему ливнеотведения.
В нарушение вышеуказанных норм ПАО «НМТП» эксплуатировало территорию грузовых районов ПАО «НМТП», расположенную в водоохранной зоне Черного моря (объект HBOCМЛ-0123-003123-П), а именно участок территории Широкого пирса № в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: актом проверки Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; фотографиями по результатам осмотра земельного участка с кадастровым №; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Хозяйственный объект, находящийся в границах водоохраной зоны, может не значиться в федеральном или региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение 6 месяцев с начала его эксплуатации. Однако, в случае нахождения хозяйственного объекта в границах водоохранной зоны он должен быть оборудован сооружениями, поименованными в ч. 16 ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», с начала его эксплуатации.
Таким образом, понятия «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду» и «хозяйственный объект, находящийся в водоохранной зоне, который должен быть оборудован специализированными сооружениями», исходя из положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федерального закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», не тождественны друг другу.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы представителя юридического лица, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица ПАО «НМТП» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава вышеуказанного административного правонарушения.
Доказательств невозможности принятия мер по соблюдению вышеизложенных требований законодательства в материалах дела не имеется.
Таким образом, установлено, что ПАО «НМТП» эксплуатировало территорию грузовых районов ПАО «НМТП», расположенную в водоохранной зоне Черного моря участок территории Широкого пирса №, причал №Б, а также часть территориии земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206007:12 в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что противоречит требованиям ст. 65 Водного кодекса РФ.
При назначении наказания, учтены требования ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что в ходе проверки ПАО «НМТП» допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Вынесенное в отношении ПАО «НМТП» постановление от 19.01.2021г. №-Р/ПР/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. от 19.01.2021г. №-Р/ПР/2020 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФПАО «Новороссийский морской торговый порт» - оставить без удовлетворения, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. от 19.01.2021г. №-Р/ПР/2020 – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийска подпись С.М.Пупынина