ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 05.08.2022 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№12-21/2022

32RS0027-01-2021-009505-85

Р Е Ш Е Н И Е

5 августа 2022 года г.Новозыбков

Судья Новозыбковского городского суда Брянской области Ляшкова Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коленкова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , и его защитника Шипилова А.В. на постановление заместителя начальника Брянской таможни № 10102000-3249/2021 от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении генерального директора АО «Новозыбковский машиностроительный завод» Коленкова Д.А.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Брянской таможни Шульгина С.В. № 10102000-3249/2021 от 6 декабря 2021 года генеральный директор АО «Новозыбковский машиностроительный завод» (АО «НМЗ») Коленков Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью5 статьи15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере .

Коленковым Д.А. и его защитником Шипиловым А.В. на постановление подана жалоба, в которой они просят его отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что в указанную должностным лицом дату совершения административного правонарушения 1 января 2020 года Коленков Д.А. не исполнял обязанности генерального директора АО «НМЗ» в связи с чем, он не может нести ответственность за бездействие иных лиц. Кроме того указали, что в период исполнения контракта в отношении АО«НМЗ» была введена процедура банкротства и в настоящее время предприятие признано банкротом.

В судебное заседание Коленков Д.А. и его защитник Шипилов А.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.

Представитель Брянской таможни Фащилин А.В. в судебном заседании полагал постановление должностного лица законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалоб Коленкова Д.А. и его защитника отказать. Указал, что в связи с выявленным нарушением действующего законодательства, были составлены протоколы об административном правонарушении по частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как в отношении должностного лица – Коленкова Д.А., так и в отношении юридического лица – АО «НМЗ», в отношении которого 29 ноября 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа.Коленков Д.А. в период исполнения обязанностей имел достаточно времени для исполнения возложенных на него обязательств, являлся последним лицом, занимавшим должность генерального директора АО «НМЗ» перед назначением конкурсного управляющего.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по части 5 статьи 15.25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхнаступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 19Закон № 173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на адрес) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно статье 25 Закон № 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из предоставленных материалов дела, 18 октября 2017 года между АО «НМЗ» (покупатель) и компанией INDUSTEELBelgiumS.A. (продавец) заключен контракт № 209 на поставку товара.

19 октября 2017 года АО «НМЗ» оформило уникальный номер контракта № 17100072/1000/0025/2/1 в уполномоченном банке-филиале Банка ВТБ (ПАО).

Согласно пункту 1 данного контракта, продавец продает, а покупатель покупает товар, наименование количество и цена которого указана в приложениях к контракту.

Из пункта 2 контракта, следует, что общая цена контракта определяется как общая стоимость товара, поставляемого покупателю, по всем согласованным приложениям к контракту и составляет ориентировочно 2000000,00 евро.

Согласно пункту 3.2 контракта условия оплаты указаны в приложениях к контракту.

В соответствии с приложениями № 1 и № 2 к контракту, авансовый платеж в размере 10% от суммы оплачивается не позднее 10 дней по приложению № 1 и не позднее 7 дней по приложению № 2, после подписания приложения. 90% от суммы по контракту оплачиваются в течение 7 дней с даты получения извещения продавца о готовности товара к отгрузке с завода-поставщика.

Из пункта 8.1 контракта следует, что в случае задержки поставки товара (за исключением форс-мажорных обстоятельств) против установленных в контракте сроков или некомплектной поставки, продавец обязан уплатить покупателю заранее оцененные убытки в размере 0,1% от стоимости задержанного товара за каждую полную неделю задержки.

Впоследствии между сторонами заключались дополнительные соглашения № 2 от 15 января 2018 года, № 3 от 15 марта 2018 года, № 4 от 15 марта 2018 года, № 5 от 6 июня 2018 года, № 7 от 26 сентября 2018 года с изменениями сроков поставки товара.

В соответствии с дополнительным соглашением № 8 от 26 сентября 2018 года поставщик осуществляет поставку товара в срок не позднее 28 февраля 2019 года. Дата завершения исполнения обязательств по контракту- 31 декабря 2019 года (раздел 3.6 паспорта сделки).

Согласно ведомости банковского контроля по контракту № 17100072/1000/0025/2/1 от 19 октября 2017 года, АО «НМЗ» осуществило перевод денежных средств на общую сумму в адрес иностранного партнера, что также подтверждается копиями справок о валютных операциях от 15 декабря 2017 года, 29 декабря 2017 года, 2 ноября 2017 года.

Из декларации на товары № 10216170/230518/0050098 следует, что иностранный партнер осуществил поставку товара в Российскую Федерацию в рамках контракта № 209 от 18 октября 2017 года на сумму .

Согласно ведомости банковского контроля, отрицательное сальдо расчетов по контракту составляет .

Условиями контракта срок возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары, не предусмотрен.

Согласно разделу 3.6 паспорта сделки, дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31 декабря 2019 года.

Таким образом, предельным сроком исполнения обязательств по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию товары, является31 декабря 2019 года.

По информации предоставленной уполномоченным банком, денежные средства в размере на счет АО «НМЗ» за не ввезенные в Российскую Федерацию товары возвращены не были.

По факту выявленного правонарушения 20 октября 2021 года в отношении должностного лица - генерального директора АО «НМЗ» Коленкова Д.А. и юридического лица - АО «НМЗ» главным государственным таможенным инспектором отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Брянской таможни Карнаух Е.М. составлены протоколы об административном правонарушении по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя начальника Брянской таможни Шульгина С.В. № 10102000-3249/2021 от 6 декабря 2021 года генеральный директор АО «НМЗ» Коленков Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере .

Постановлением заместителя начальника Брянской таможни Шульгина С.В. № 10102000-2887/2021 от 29 ноября 2021 года АО «НМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы невозвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченныхрезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте, что составило .

Статьей 24.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхустановлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпо делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Необходимым условием для привлечения к административной ответственности должностного лица по ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является наличие у такого должностного лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий, которые позволяли бы выполнить обязанности резидента.

Нарушение по части 5 статьи 15.25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхсчитается оконченным в момент наступления установленного сторонами договора срока возврата денежных средств за неполученные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги) или срока поставки товаров (работ, услуг).

Как установлено в судебном заседании в период исполнения обязательств контракта определением Арбитражного суда Брянской области от 10 октября 2019 года в отношении АО «НМЗ» была введена процедура наблюдения.

В силу пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Коленков Д.А. занимал должность генерального директора АО «НМЗ» с 26 июня 2019 года, уволен с занимаемой должности с 10 февраля 2020 года.

Вместе с тем, на момент истечения срока исполнения обязательств по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары (31 декабря 2019 года)Коленков Д.А. не исполнял функции генерального директора АО «НМЗ», поскольку в период с 28 по 31 декабря 2019 года ему был предоставлен дополнительный отпуск согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Данный вывод также подтверждается сведениями приговора Красногорского районного суда Брянской области от 4 июля 2022 года (вступил в законную силу 15 июля 2022 года), которым Коленков Д.А. осужден по части 2 статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации за деяния, совершенные им в период исполнения обязанностей генерального директора АО «НМЗ» в период с 30 октября 2018 года по 27 декабря 2019 года. При этом, суд исключил из объема обвинения период совершения преступления с 28 декабря 2019 года по 10 февраля 2020 года, поскольку факт осуществления Коленковым Д.А. руководства в указанный период не нашел своего подтверждения.

Таким образом, Коленков Д.А. на дату совершения административного правонарушения не исполнял обязанности генерального директора АО «НМЗ», следовательно, при указанных обстоятельствах он не является субъектом вмененного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие которого состоит в невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары,в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпо результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхотсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, обжалуемое постановление подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части1 статьи30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Брянской таможни № 10102000-3249/2021 от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью5 статьи15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Новозыбковский машиностроительный завод» Коленкова Д.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункту 2 части 1 статьи 24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.М. Ляшкова