№ 12-21/2022 (№12-553/2021)
РЕШЕНИЕ
07 февраля 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области РязяповаД.И.,
при секретаре Рудь Е.Д.,
с участием государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору старшего инспектора ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району ФИО1,
законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонрашуении - директора МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району ФИО3 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка №4 Оренбургского района Оренбургской области от 25 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка №4 Оренбургского района Оренбургской области от 25 октября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Должностное лицо, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району, ФИО3 не согласившись с данным постановлением, обратился с жалобой в Оренбургский районный суд Оренбургской области, в которой просит постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка №4 Оренбургского района Оренбургской области от 25 октября 2021 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» направить на новое рассмотрение. В обосновании заявленных доводов указывает, что с целью контроля за исполнением предписания от 18 февраля 2021 года №52/1/1 со сроком устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 09 августа 2021 года в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» в период с 30 августа 2021 года по 07 сентября 2021 года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что указанные в предписании пункты не выполнены в установленный срок. По результатам указанной проверки составлен акт, в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Наличие переписки между директором МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» и начальником Управления образования администрации МО Оренбургский район о имеющихся нарушений требований пожарной безопасности с просьбой выделения финансовых средств для их устранения не свидетельствуют о принятии всех зависящих мер для устранения таковых.
Государственный инспектор г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору старшего инспектора ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил её удовлетворить: отменить обжалуемое постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Д.Н.АБ. в судебном заседании просила постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указывает, что часть требований предписания ею были выполнены, невыполнение оставшейся части пунктов предписания требует капитальной перестройки школы, что невозможно, как в отсутствие надлежащего финансирования, так и с учётом давности ввода здания школы в эксплуатацию.
Заслушав должностное лицо административного органа, законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18 февраля 2021 года по результатам проверки, проведенной в отношении МБОУ «Пугачевская СОШ» на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору от 21 января 2021 года №52, должностным лицом административного органа учреждению выдано предписание №52/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 09августа 2021 года.
Данное предписание получено директором МБОУ «Пугачевская СОШ» 18февраля 2021 года.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностным лицом административного органа на основании решения главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору от 18 августа 2021 года №431, установлено, что указанное предписание в части не выполнено, а именно: выход из столовой и из спортзала здания непосредственно наружу выполнены менее 1,2 метра; отсутствуют ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ Р53254; из левого и правого крыла здания отсутствуют вторые эвакуационные выходы; отсутствует эвакуационный выход из лестничной клетки левого крыла здания; на путях эвакуации для покрытия пола 2 этажа здания в коридоре допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум; отсутствуют ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ Р 53254; для целей наружного пожаротушения здания отсутствуют противопожарное водоснабжение для тушения пожара; к зданию школы не обеспечивается подъезд пожарных автомобилей со всех сторон; лестница третьего типа со второго этажа не соответствует требованиям к эвакуационным лестницам (уклон лестницы не выполнен более 45?, площадка находится ниже уровня дверного проема, ограждение менее 0,8 метра); ширина эвакуационных выходов из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек выполнена менее 1,2 метра; на путях эвакуации в коридоре второго этажа здания допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, Д3, Т2 – для покрытия пола в общих коридорах, холлах и фойе (линолеум).
По факту невыполнения предписания 07 сентября 2021 года старшим инспектором ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району в отношении МБОУ «Пугачевская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приходя к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Пугачевская СОШ» мировой судья исходит из того, что директором ФИО2 незамедлительно после проведения внеплановой выездной проверки в Управление образования администрации МО Оренбургский район и главе МО Пугачевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на устранение нарушений требований пожарной безопасности, но при этом бюджетные средства на указанные цели не были выделены.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежал исследованию в рамках рассмотрения дела.
Из материалов дело об административном правонарушении усматривается, что предписание от 18 февраля 2021 года выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым, срок, установленный для исполнения предписания, с учетом его продления, является разумным. Сведений о том, что предписание от 18 февраля 2021 года обжаловалось учреждением в установленном законом порядке не представлено.
В материалах дела, действительно, имеются документы, свидетельствующие о том, что директор учреждения обращалась 08 февраля 2018 года, 24 апреля 2019 года и 09 сентября 2020 года к начальнику Управления образования администрации МО Оренбургский район с просьбой выделить денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а 16 марта и 14 июня 2019 года, 08 июля 2020 года к главе МО Пугачевский сельсовет Оренбургского района с просьбой оказать содействие в устранении требований пожарной безопасности.
Вместе с тем то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не свидетельствует о том, что учреждением были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законных предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписаниях, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере школьного образования.
Кроме того, суд соглашается с мнением автора жалоба о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что руководителем муниципального учреждения были выполнены действия, предусмотренные ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, а именно отсутствуют доказательства того, что директор МБОУ «Пугачевская СОШ» вносила или направляла в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
Несоблюдение мировым судьей требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого постановления.
Вместе с тем, принимая во внимание, что ко дню рассмотрения жалобы срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек и за его пределами вопрос о виновности юридического лица обсуждаться не может, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области мирового судьи судебного участка №4 Оренбургского района Оренбургской области от 25 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району ФИО3, удовлетворить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.И. Рязяпова