Дело № 12-21/2022
24RS0020-01-2022-000261-80
РЕШЕНИЕ
10 октября 2022 года с. Идринское
Судья Идринского районного суда Красноярского края Арбузова Н.В., рассматривая жалобу Гураль Марии Владимировны на постановление государственного инспектора Краснотуранского и Идринского районов по пожарному надзору Титовца А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Гураль Марии Владимировны, которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Краснотуранского и Идринского районов по пожарному надзору Титовца А.Ю. Гураль Мария Владимировна привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что Гураль М.В., являющейся арендатором земельного участка с кадастровым номером №, в нарушение п.186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, в условиях действия особого противопожарного режима на территории Идринского района, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 12.04.2022 № 276-п, не приняты меры по защите сельскохозяйственных угодий от засорения сорной растительностью, что повлекло за собой ее возгорание ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин.
Не согласившись с указанным постановлением, Гураль М.В. обратилась с жалобой в суд, в которой просила постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, указав, что считает наложенное взыскание необоснованным, срок договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ею и <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ, хозяйственной деятельности на данном участке она не ведет с момента прекращения действия договора аренды, уведомлений от администрации района о продлении договора аренды не поступало, дополнительных соглашений по аренде участка и регистрации их в Росреестре не имеется, счета по арендной плате не предъявляются, субъектом правонарушения она не является.
В судебном заседании Гураль М.В. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, отменить обжалуемое постановление.
Представитель административного органа Подлевский Н.И. с доводами жалобы не согласился.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы и лиц, участвующих в судебном заседании, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе, предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования земель (п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ). Если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (п. 3 ст. 610 ГК РФ). При прекращении договора аренды земли арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок в том состоянии, в котором он его получил.
По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды (п. 3 ст. 22 ЗК РФ). В том случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (п. 5 ст. 9 Закона об обороте земель). Если по истечении срока аренды арендодатель возражает против дальнейшего использования земельного участка арендатором, но письменные предупреждения о его освобождении не направлялись арендатору, то суд вправе признать арендные отношения как возобновленные на тех же условиях на неопределенный срок.
Срок договора аренды влияет как на объем правомочий арендатора по распоряжению земельными участками и правом аренды, так и на возможность срочного расторжения договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
По общему правилу, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункты 1, 4 статьи 421 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Максимальные (предельные) сроки договоров аренды земельных участков определены п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пп. 12 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
В соответствии со ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, стороны договора аренды вправе определить в договоре правило, отличное от предусмотренного пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, при котором истечение срока договора приводит к прекращению обязательства аренды.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. В то же время при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание сухой растительности на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном на расстоянии 2 км с восточной стороны от <адрес>. Причиной возникновения пожара является неосторожное обращение с огнем неустановленного лица.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником указанного выше земельного участка является муниципальное образование <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование <адрес> передало земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № (площадью <данные изъяты> кв.м, в 3,9 км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>) в аренду Гураль М.В. для сельскохозяйственного использования (выпаса сельскохозяйственных животных) сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на условиях взимания арендной платы в размере 33 375 руб. 35 коп. в год (пункты 1.1, 1.2, 2.1 договора аренды).
Пунктами 5.1, 5.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ стороны предусмотрели, что изменения и дополнения к условиям договора действительны при условии, что они оформлены в письменной форме, подписаны сторонами в виде дополнительного соглашения и зарегистрированы в установленном законом порядке; обязанности по государственной регистрации договора и изменений (дополнений) к нему возлагаются на арендатора.
Согласно пунктам 7.1, 7.5 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, действие договора прекращается со следующего дня соответствующего месяца и числа последнего года срока.
Согласно выписке из ЕГРН, в отношении указанного участка зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Гураль М.В. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем ОНДиПР по Краснотуранскому и Идринскому районам Титовцом А.Ю. проведена проверка по сообщению о горении сухой растительности на земельном участке сельскохозяйственного назначения на расстоянии 2 км с восточной стороны от <адрес>, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой со ссылкой на нарушение п.186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, принято решение о привлечении к административной ответственности Гураль М.В., в связи с несоблюдением ею, как арендатором земельного участка, мер по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью в период действия особого противопожарного режима, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Красноярского края от 12.04.2022 № 276-п, на земельном участке с кадастровым номером №, что повлекло за собой ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, в результате неосторожного обращения с огнем неустановленного лица, возникновение пожара.
Согласно объяснениям Гураль М.В., изложенным в протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, срок договора аренды земельного участка истек в 2021 году, договор в установленном законом порядке на новый срок не перезаключался и не пролонгировался, арендная плата не взимается.
Из пояснений Гураль М.В., изложенных в судебном заседании, а также из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО4, усматривается, что Гураль М.В., арендовавшая земельный участок для выпаса сельскохозяйственных животных (лошадей), по истечении срока действия договора в ДД.ММ.ГГГГ года вывезла животных с указанного земельного участка и фактически им не пользуется с данного времени.
Таким образом, действие заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Гураль М.В. договора аренды прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока, на который он заключен, при этом, не имеется оснований считать, что действие договора возобновилось на неопределенный срок, поскольку данное утверждение противоречит положениям пп. 12 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, устанавливающим предельный срок для договора аренды земельного участка, предоставляемого гражданину для выпаса сельскохозяйственных животных.
Тот факт, что ни одна из сторон договора не обратилась в регистрирующий орган с заявлением о погашении записи, касающейся обременений в виде аренды, в силу перечисленных выше правовых норм, не свидетельствует о намерении арендатора продолжать пользоваться спорным участком, равно как и не свидетельствует о возобновлении договора аренды на иной срок. Соглашение об аренде указанного земельного участка могло быть совершено с соблюдением установленных Земельным кодексом Российской Федерации процедур предоставления земельного участка в аренду, о чем в дело каких-либо доказательств представлено не было.
Принимая во внимание, что Гураль М.В. утратила право владения, пользования или распоряжения указанным земельным участком, и доказательств, объективно свидетельствующих об осуществлении Гураль М.В. на момент возникновения пожара фактического использования и эксплуатации земельного участка, не представлено, оснований для привлечения заявителя жалобы к административной ответственности, у административного органа не имелось.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Краснотуранского и Идринского районов по пожарному надзору Титовца А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Гураль М.В., которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Краснотуранского и Идринского районов по пожарному надзору Титовца А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении Гураль Марии Владимировны к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Гураль Марии Владимировны - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения. Жалобу Гураль Марии Владимировны удовлетворить.
Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.30.9 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд.
Судья Н.В. Арбузова
Верно
Судья Н.В. Арбузова