ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 11.04.2022 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №12-21/2022

РЕШЕНИЕ

город Ленск 11 апреля 2022 года

Судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Петухова О.Е.,

с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица главы муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1,

установил:

20 декабря 2021 года в отношении должностного лица главы муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) принято постановление, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа.

Копия постановления получена ФИО1 10 февраля 2022 года, что подтверждается отметкой входящего штампа на сопроводительном письме.

18 февраля 2022 года должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, с указанным постановлением не согласился, подал на него жалобу, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что вина должностного лица, согласно обжалуемому постановлению, состоит в оплате строительных работ за счет субсидии в размере 31,8 % вместо 26,29 %, установленных соглашением, что, в свою очередь, повлекло нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

В дополнении к жалобе указал, что согласно соглашению от 13 апреля 2020 года № 05-2020-6, заключенным между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и МО «Ленский район», общий объем ассигнований в бюджете МО «Ленский район» составил ___ руб.; согласно дополнительному соглашению от 05 мая 2020 года – ___ руб.; согласно дополнительному соглашению от 19 октября 2020 года – ___ руб. Размер субсидии, предоставляемой из государственного бюджета республики составил 26,29 % - согласно дополнительному соглашению от 19 октября 2020 года, то есть ___ коп. при этом субсидия выражается в процентах от общего объема расходного обязательства МО «Ленский район». МО «Ленский район» 14 января 2019 года заключил муниципальный контракт № 152 с ООО «Электромонтаж» на выполнение работ по строительству объекта «Национальная школа на 50 учащихся с детским садом на 15 мест и интернатом на 15 мест в с. Толон. На основании указанного муниципального контракта, МО «Ленский район» выплатило ООО «Электромонтаж» аванс в размере ___ руб.; дополнительным соглашением к муниципальному контракту предусмотрено, что погашение аванса производится путем удержания 40 % стоимости выполненных работ. В 2020 года МО «Ленский район» приняло работ на сумму ___ руб., оплатило ___ руб. за счет субсидии из государственного бюджета, ___ руб. за счет бюджета муниципального образования, а также ___ за счет бюджета муниципального образования путем погашения ранее выплаченного аванса. Полагая, что сумма, удержанная в счет погашения аванса, неправомерно не учтена при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако общий размер расходных обязательств в 2020 году составил ___ руб., то подлежащие оплате работы за счет субсидии из государственного бюджета составят ___ руб.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, просит рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ФИО3 в данном судебном заседании поддержала доводы жалобы и дополнения к жалобе.

В связи с техническими неполадками судебное заседание проводится без осуществления видеоконференц-связи.

Ходатайство о проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи заявлено представителем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Л.. Вместе с тем, поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Необходимости вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов в настоящем судебном заседании не установлено.

Проверив приведенные в жалобе доводы, изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

Приведенные доводы являются основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что в итоге выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета МО «Ленский район» бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашений о предоставление бюджетных кредитов за 2019-2020 годы, установлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертом по субсидии из государственного бюджета республики местному бюджету на строительство школы сада на 50/158 мест с интернатом на 15 мест в с. Толон.

Проверка проводилась главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов республики.

По результатам проверки составлен акт от 25 ноября 2021 года и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица главы МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1

20 декабря 2021 года в отношении должностного лица главы муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) принято постановление, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 сентября 2019 года № 248 утвержден Порядок формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); данным Порядком предусмотрено, что субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты предоставляются администрациям органов местного самоуправления на цели строительства и (или) приобретения объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и (или) реализации мероприятия на территории муниципального образования.

Строительство объекта «Школа-сад на 50/15 мест с интернатом на 15 мест в с. Толон Ленского района», с субсидированием из государственного бюджета республики средств в размере ___ руб., предусмотрено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2019 года № 322 «Об утверждении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Согласно соглашению от 13 апреля 2020 года № 05-2020-6, заключенным между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и МО «Ленский район», общий объем ассигнований в бюджете МО «Ленский район» составил ___ руб.; согласно дополнительному соглашению от 05 мая 2020 года – ___ руб.; согласно дополнительному соглашению от 19 октября 2020 года – ___ руб. Размер субсидии, предоставляемой из государственного бюджета республики составил 26,29 % - согласно дополнительному соглашению от 19 октября 2020 года, то есть ___ руб.

МО «Ленский район» 14 января 2019 года заключил муниципальный контракт № 152 с ООО «Электромонтаж» на выполнение работ по строительству объекта «Национальная школа на 50 учащихся с детским садом на 15 мест и интернатом на 15 мест в с. Толон.

На основании указанного муниципального контракта, МО «Ленский район» выплатило ООО «Электромонтаж» аванс в размере ___ руб. (платежное поручение № 43); дополнительным соглашением к муниципальному контракту предусмотрено, что погашение аванса производится путем удержания 40 % стоимости выполненных работ.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) исходил из того, что в 2020 года МО «Ленский район» приняло работ на сумму ___ руб., тогда как оплатило в указанном году ___ руб., поэтому за счет субсидии из государственного бюджета подлежало оплате ___ руб., а не ___ руб., то оплата работ по муниципальному контракту произведена с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов по соотношению финансирования.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в 2020 году за счет муниципального бюджета оплачено по муниципальному контракту ___ руб., а ___ руб. списаны за счет денежных средств, уплаченных в качестве аванса.

Списание оплаты с авансовых денежных средств, внесенных на счет ООО «Электромонтаж» в 2019 году, произведено в 2020 году, соответственно, сумма в размере ___ руб. также является оплатой за счет бюджета МО «Ленский район» за 2020 год.

Следовательно, исключение суммы в размере ___ руб. из общего размера расходного обязательства МО «Ленский район» в 2020 году при расчете размера субсидии из государственного бюджета республики неправомерно, а 26,29% от ___ составит ___ руб.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем согласно ст. 38 БК РФ, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главой 30 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетные средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст.158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении и другие полномочия.

При таких обстоятельствах, оплата работ по муниципальному контракту произведена с соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов по соотношению финансирования.

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Учитывая принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), при таких обстоятельствах следует признать отсутствие в действиях ФИО1 состава вмененного ему административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 данного Кодекса, с отменой вынесенных по данному делу постановления и решения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица главы муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1, отменить, производство по данному делу прекратить.

Данное решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вручения или получения в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Петухова О.Е.