Дело № 12-21/2022
61RS0012-01-2022-004849-74
Р Е Ш Е Н И Е
г.Семикаракорск 16 сентября 2022 года
Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Прохорова И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Белый сад" на постановление главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологи- ческого надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотрен- ном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Белый сад"
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 17 мая 2022 года ООО "Белый сад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "Белый сад" подал жалобу, в которой просит признав административное правонарушение малозначительным, ограничиться устным замечанием, применив статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо предупреждением в силу требований ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ссылаясь на то, что объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду на основании заявки от 22 февраля 2022 года поставлен на учет-16 марта 2022 года; на проведение работ по досрочному прекращению действия лицензии на пользование недрами РСТ81147ВЭ от 25 мая 2020 года, которой предусмотрена эксплуатация в соответствии с целевым назначением водозаборных скважин №№Р-169БК, Р-170БК, Р-173БК, Р-175БК и Р-178 БК, так как в настоящее время скважин ликвидированы и 4 февраля 2022 года документы по ликвидации скважин переданы на хранение в ФБУ "Терри- ториальный фонд геологической информации по Южному Федеральному округу". Действия ООО "Белый сад" не повлекли неблагоприятных послед- ствий.
Представитель ООО "Белый сад" в судебном заседании, состоявшемся 16 сентября 2022 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения-не прибыл, в связи с чем суд рассматривает жалобу в отсутствие представителя ООО.
Главный специалист Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственный инспектор Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 в судебном заседании, состоявшемся 16 сентября 2022 года, будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени его проведения-не прибыла, в связи с чем суд рассматривает жалобу в отсутствие главного специалиста.
Изучив материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно подпунктов 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, 29 сентября 2021 года начальником управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО2 было дано поручение незамедлительно организовать и провести работы по привлечению юридических ли и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в случае наличия состава админист- ративного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также к понуждению лиц, имеющих объект негативного воздействия на окружающую среду, к постановке на учет в ПТОУНОС.
Волгодонским межрайонным отделом управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области по поручению начальника управления был проанали- зирован перечень хозяйствующих субъектов, имеющих в составе производственной и (или) иной деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не осуществляющих их постановку на государственный учет.
Таким образом было установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью "Белый сад" (ОГРН №, ИНН №, адрес регистрации: Ростовская область, Семикаракорский район, х.Чебачий ул.Гагарина д.7) не соблюдены требования законодательства в области охраны окружающей среды, у ООО "Белый сад" на основании лицензии РСТ 81034ВЭ в пользовании находятся объекты с целевым назначением: добыча подземных вод на западной-юго-западной окраине , оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
При этом постановка объектов оказывающих негативное воздействие на окуржающую среду на государственный учет в ПТОУНВОС не осуществлена.
В силу требований части 1 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юриди- ческими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществля- ющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно требований статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
29 ноября 2021 года, Главным специалистом Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 в отношении ООО "Белый сад" был составлен протокол об административном правонарушении №, в котором указано о том, что ООО "Белый сад" не соблюде- ны требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно у ООО "Белый сад" находятся объекты с целевым назначением пользования недрами и видами работ: добыча подземных вод на западной-юго-западной окраине ст.Новозолотовская, Семикаракорского района, Ростовской области, в 0,4-0,6 км на юго-восток от окраины х.Чебачий Семикаракорского района Ростовской области, лицензия РСТ 81147ВЭ, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Однако, ООО "Белый сад" постановка объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет в ПТОУНВОС до 29 ноября 2021 года не осуществлена, что является нарушением ст.69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюде- нием требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица -руководителю ООО, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях что подтверждено подписью руководителя ООО "Белый сад" ФИО3 в протоколе.
30 ноября 2021 года, Главным специалистом Волгодонского межрайон- ного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, которым ООО "Белый сад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об администра- тивных правонарушениях, с назначением наказание в виде предупреждения.
И.о. Ростовского межрайонного природоохранного прокурора на постановление по делу об административном правонарушении № был внесен протест, в котором был поставлен вопрос об отмене постановления и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение; по результатам рассмотрения протеста начальником управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО2 было принято решение об удовлетворении протеста и.о. Ростовского межрайонного природоохранного прокурора.
После чего, 12 апреля 2022 года, Главным специалистом Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Белый сад" -17 мая 2022 года.
ООО "Белый сад" о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено- 19 апреля 2022 года.
17 мая 2022 года, главным специалистом Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 вынесено постановление №, которым ООО "Белый сад" признано виновным в совершении администра- тивного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом ООО было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ (часть 1 статьи 4.1 Федераль- ного закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Согласно требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В части 1-3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планиро- вания, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осущест- вляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 11 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( часть 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Юридические лица обязаны поставить на государственный учет, те объекты негативного воздействия на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
Согласно п. 36 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", электронное средство формирования заявки о постановке объекта на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению публикуются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Приказом Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года N 756 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 572" утверждены методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, в соответствии с методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области №99-ПВ от 22 июля 2019 года, ООО "Белый сад" предоставлено право пользования недрами с целью добычи подземных вод для технологического обеспечения сельского хозяйства сроком на 25 лет. При этом, отделу недропользования управления недропользования и водных ресурсов необходимо было обеспечить оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензии ООО "Белый сад".
16 сентября 2019 года, ООО "Белый сад" была выдана лицензия на пользование недрами РСТ 81034 ВЭ -с целевым назначением и видами работ- добыча подземных вод на Новозолотовском 2 участке для техноло- гического обеспечения объекта сельского хозяйства; участок недр распо- ложен на западной-юго-западной окраине , дата окончания срок лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 3.1 Условий пользования недрами, являющихся Приложением №1 к лицензии РСТ 81034 ВЭ указано о том, что срок действия лицензии установлен на 25 лет и исчисляется с даты ее государственной регистрации.
Лицензии РСТ 81034 ВЭ зарегистрирована Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области -16 сентября 2019 года.
В силу пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения администра- тивного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно приведенной выше диспозиции статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности, за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся в бездействии, либо за сам факт подачи такой заявки за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное выполнение предусмотренной законом обязанности.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, начинает исчисляться с даты, следующей за последним днем установленного 6 месячного срока подачи заявки о постановке на государственный учет.
Как следует из материалов дела, лицензия на пользование недрами РСТ 81034 ВЭ -с целевым назначением и видами работ- добыча подземных вод на Новозолотовском 2 участке для технологического обеспечения объекта сельского хозяйства; участок недр расположен на западной-юго-западной окраине , зарегистрирована Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области -16 сентября 2019 года, соответственно последним днем подачи заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду является 16 марта 2020 года.
В силу вышеизложенного последним днем привлечения ООО "Белый сад" по данному делу об административном правонарушении является 16 марта 2021 года.
Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения общества к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Таким образом, постановление главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 17 мая 2022 года вынесено по истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об администра- тивном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 17 мая 2022 года в отношении ООО "Белый сад" по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законными, указанное постановление подлежат отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л :
Постановление главного специалиста Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области-государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Белый сад"- отменить.
Производство по делу ы отношении ООО "Белый сад прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья