ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 20.04.2022 Котельничского районного суда (Кировская область)

№ 12-21/2022

УИД: 43RS0018-01-2022-000267-81

РЕШЕНИЕ

20 апреля 2022 года г. Котельнич

Судья Котельничского районного суда Кировской области
Корчемкин И.В., при секретаре судебного заседания Зыкиной Л.Ш.,

с участием:

защитников должностного лица – председателя СПК колхоз «Искра»
ФИО1 - ФИО2 и Козлова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Котельничского районного суда Кировской области по адресу: Кировская область,
<...>, жалобу председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 на постановление <№> от <дд.мм.гггг> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в отношении должностного лица:

ФИО1 ча, <дд.мм.гггг> года рождения, уроженца
<адрес>, <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, председателя Сельскохозяйственного производственного кооператива – колхоз «ИСКРА» (далее по тексту – СПК колхоз «Искра», колхоз), ИНН <№>, ОГРН <№>, юридический и фактический адрес: <адрес>,
<адрес>,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <№> от <дд.мм.гггг> (далее по тексту – Постановление) государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 должностное лицо – председатель СПК колхоз «Искра» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Обжалуемым Постановлением установлено, что должностным лицом – председателем СПК Колхоз «Искра» ФИО1 допущены нарушения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Согласно Постановлению СПК Колхоз «Искра» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) II категории, расположенном по адресу: Кировская область, Котельничский район,
д. К-вы, (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС от 11.06.2021 №5034390, код объекта НВОС 33-0143-001500-П), с нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства», приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности», приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности», в части неисполнения обязанностей по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такового отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности.

В ходе плановой проверки из мест накопления отходов произведен отбор проб отходов производства и потребления, образуемых на объекте НВОС «Промплощадка № 2 д. К-вы»:

1) из герметичной металлической бочки, расположенной в котельной колбасного цеха произведен отбор проб отхода «зола от сжигания пелет». По результатам биотестирования (протокол от 23.12.2021 № 751-О) представленный образец отхода относится к IV классу опасности, имеет компонентный состав: массовая доля влаги – 1,3%, массовая доля золы – 71,2%, морфологический состав (прочее) -27,5% (протокол от 23.12.2021 №751а-О), в соответствии с ФККО имеет код – 6 11 900 01 40 4 – «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная», при этом у СПК колхоз «Искра» паспорт отхода I-IV классов опасности отсутствует;

2) из герметичной металлической бочки, расположенной в помещении крематорной, произведен отбор проб «зола от сжигания биологических отходов». По результатам биотестирования (протокол от 23.12.2021 № 750-О) представленный образец отхода относится к V классу опасности, имеет компонентный состав: массовая доля влаги – 2,42%, массовая доля золы – 94,4%, морфологический состав (прочее) -3,18% (протокол от 23.12.2021
№ 750а-О). Согласно ФККО отход зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки V класса опасности в ФККО отсутствует, СПК колхоз «Искра» не произведено отнесение отхода к конкретному классу опасности.

Таким образом, СПК колхоз «Искра» не осуществлено отнесение отходов «золы от сжигания древесного топлива умеренно опасной» и «золы от сжигания биологических отходов» к конкретному классу опасности, на отход «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасной» (код ФККО 6 11 900 01 40 4) отсутствует паспорт отхода I-IV классов опасности.

Не оспаривая факта допущенного административного правонарушения и не согласившись с назначенным в Постановлении наказанием, должностное лицо – председатель СПК колхоз «Искра» ФИО1 подал жалобу, в которой просит состоявшееся Постановление отменить, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указывает, что что паспорт отхода «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная» IV класса опасности составлен 23.12.2021, незамедлительно после проверки надзорным органом, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ранее паспорт не был составлен по причине наличия на указанный вид отхода протокола результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования от 30.07.2019 № 931-О, согласно которому отход, образующийся в котельной колбасного цеха в процессе сжигания древесного топлива, именуется, как «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» и относится к V классу опасности. В этом случае требований к составлению паспорта на отход не установлено. Протокол биотестирования является документом, подтверждающим отнесение отхода к определенному классу опасности. Подтверждением того, что зола, образующаяся при сжигании древесного топлива в твердотопливном котле котельной колбасного цеха, относится к V классу опасности является и протокол №48-О от 15.02.2022. Для обеззараживания биологических отходов в СПК колхоз «Искра» функционирует установка - Крематор модели АМТД-1000Д, отход от работы которой именуется, как «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная» и имеет в ФККО код 74799111405. Согласно протоколу биотестирования от 15.02.2022 № 49-О данный отход относится к V классу опасности. В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется. Не согласен с выводом должностного лица о невозможности признать правонарушение малозначительным, поскольку категория малозначительности относится к оценочным и определяется в каждом конкретном случае с учетом всей совокупности обстоятельств рассматриваемого дела, помимо этого не учтены в полной мере характер, степень общественной опасности правонарушения, отсутствие наступивших последствий и какой-либо существенной угрозы охраняемым законом правоотношениям.

В отзыве на жалобу заместитель руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, считая постановление законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения. Каких-либо исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное правонарушение малозначительным, должностным лицом при рассмотрении дела не установлено. Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

В дополнительном отзыве на жалобу ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического отдела по Кировской области ФИО3 пояснила, что в 2019 году в СПК колхозе «Искра» в котельной колбасного цеха был установлен котел, работающий на дровах, а в 2021 году СПК произвели замену котла на пеллетный, после чего исследования отходов от него не производили. Анализ отхода золы из котла в ходе проверки произведен по образцу, отобранному СПК колхозом «Искра» из места накопления – металлической емкости колбасного цеха, в соответствии с методиками. Указывает, что отходы, получаемые от работы крематора, взятые в ходе проверки, по данным компонентного состава не подтверждают отнесение его к «золе от высокотемпературного термического обезвреживания отходов» (код ФККО 74799111405), который должен иметь в составе железо, алюминий, диоксид кремния.

Жалоба на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие должностного лица – председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовавшего.

Жалоба с учетом мнения защитников рассмотрена без участия представителя Росприроднадзора ФИО3, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании защитник СПК колхоза «Искра» Козлов Д.В. поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что паспорт отходов на золу от котла был составлен незамедлительно после проверки, однако, в дальнейшем было сделано повторное биотестирование такой золы, в результате чего она вновь отнесена к 5 классу опасности. Поэтому в сведениях за 4 квартал 2021 года уже указаны два вида отходов золы 4 и 5 классов опасности. СПК колхоз «Искра» в 2017 году приобрел и ввел в эксплуатацию в колбасном цехе водогрейный котел на пеллетах, с тех пор технологический процесс образования золы в нем не менялся, как не менялся и вид топлива – пеллеты, дрова используются в колбасном цехе только для копчения, зола от них накапливается в отдельной емкости в цеху. С конца 2020 года для сжигания биоотходов животных в колхозе используется крематор, как того требуют ветеринарные правила, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ № 626 от 26.10.2020, образование золы от крематора происходит с того времени. Работодатель отнес данную золу к коду «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная», поскольку используется крематор.

Заявителем жалобы, в обосновании доводов представлены документы:

- выписка из приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»;

- протокол результатов испытаний проб отходов методом биотестирования от 30.07.2019 № 931-О, согласно которому образец отхода – «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», отобранный из металлической емкости с крышкой из помещения котельной д. К-вы промплощадки № 2, относится к V классу опасности;

- договор от 03.02.2022 № ЛА-О-61 между СПК колхоз «Искра» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» о проведении измерений и анализов, определения класса опасности отхода, оформлении документов;

- протокол результатов проб отходов методом биотестирования от 15.02.2022 № 48-О и пояснение к протоколу, согласно которым отобранный из металлической бочки с крышкой в помещении котельной колбасного цеха, промышленная площадка № 2 д. К-вы, образец отхода «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» относится к V классу опасности;

- протокол результатов проб отходов методом биотестирования от 15.02.2022 № 49-О и пояснение к протоколу, согласно которым отобранный из металлической бочки с крышкой в помещении крематора, промышленной площадки № 2 д. К-вы, образец отхода «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная» относится к V классу опасности;

- сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2021 год со сроками предоставления в Росприроднадзор 1 февраля и 15 марта, в том числе: золы от сжигания древесного топлива практически не опасной (код 6 11 900 02 40 5), золы от высокотемпературного обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной (код 7 47 991 1 40 5), об отнесении данных отходов к 5 классу опасности;

- обобщенные данные учета в области обращения с отходами СПК колхоз «Искра», промплощадки № 2 (котельные колбасного цеха, крематор) за I-IV кварталы 2021 года, в которых за 1-3 кварталы учтены отходы: зола от сжигания древесного топлива практически неопасная (код 61190002405), зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная (код 7 47 991 1 40 5), в 4 квартале также учтен отход зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная (0,4 тонны);

- паспорт отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО на золу от сжигания древесного топлива умеренно опасную, поученную от сжигания твердого топлива (древесных гранул), отнесенную к 4 классу опасности, утвержденный председателем СПК 23.12.2021;

- сертификат на древесные гранулы от 09.07.2017;

- копия акта приема-передачи основных средств от 01.12.2017, согласно которому СПК колхозом «Искра» у ИП И. приобретен котел водогрейный автоматизированный на пеллетах «СЛОН К-35»;

- копия договора поставки № 11/17 от 11.12.2017, по которому ООО «Торговый дом «Искра» приобретает у ООО «Моспромстройматериалы-Вятка» топливные гранулы в биг бэгах со счетом-фактурой;

- копии товарных накладных от 12.12.2017 и 29.12.2017, подтверждающих приобретение СПК колхозом «Искра» от ООО «Торгового дома «Искра» топливных гранул;

- копия технологического регламента использования золы от сжигания древесного топлива практически неопасной, утвержденного председателем СПК 20.11.2018, согласно которому отход образуется в результате сжигания древесного топлива (дрова, древесные гранулы), данный вид отхода относится к 5 классу, используется в качестве минерального удобрения на с/х полях;

- копия технологического регламента использования древесного топлива на промплощадке № 2 в д. К-вы, утвержденного председателем СПК 28.11.2020, согласно которому при работе котельной колбасного цеха используется котел водогрейный твердотопливный, в качестве топлива используются древесные гранулы (пеллеты), имеет расход древесных гранул за 2018-2020 г.г., в результате работы котла образуется зола от сжигания древесного топлива практически неопасная, временно хранящаяся в металлической емкости помещения котельной;

- копии технологических регламентов использования отходов, утвержденного 20.11.2020, а также использования биологических отходов на промплощадке № 2 в д. К-вы, утвержденного 28.11.2020, согласно которым для обезвреживания биологических отходов (сжигания трупов павших животных, боенских отходов и т.п.) используется специализированная установка «Крематор АМТД-1000Д», в результате чего образуется отход «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная» (код по ФККО 74799111405);

- копии технологических регламентов, утвержденных 23.03.2022, использования золы от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной;

- копия приказа председателя СПК колхоза «Искра» № 12/2 от 17.01.2022 об осуществлении учета отходов производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее ФЗ № 89).

В силу ст. 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы
I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (часть 3).

Как следует из ч. 2 ст. 14 ФЗ № 89 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст. 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

На основании п.п. 6, 10 Приказа Минприроды России от 08.12.2020
№ 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов, включенных в ФККО, составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к настоящему приказу и действует бессрочно.

Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027, действует с 01.01.2021 и устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов или материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности не включенных в ФФКО к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности (пункт 5 приказа № 1027).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается следующее.

СПК колхоз «Искра» является юридическим лицом, зарегистрирован и поставлен на учет в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Кировской области 01.07.2015, присвоен ОГРН – <№>, ИНН/КПП: <№>. Основным видом деятельности является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. СПК Колхоз «Искра» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем НВОС II категории, расположенном по адресу: Кировская область, Котельничский район,
д. К-вы, (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС от 11.06.2021 №5034390, код объекта НВОС 33-0143-001500-П).

Председателем СПК колхоз «Искра», согласно выписки из решения общего отчетно-перевыборного собрания членов СПК колхоз «Искра» (протокол № 1) от 04.03.2021, является ФИО1 ч.

Согласно п. 2.5 должностной инструкции председателя СПК колхоз «Искра», последний принимает меры по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании решения заместителя руководителя ФИО4 от 29.11.2021 № 280-К в отношении СПК колхоз «Искра» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в период с 03 декабря 2021 года по 27 декабря 2021 года (с 15 декабря 2021 года по 24 декабря 2021 года проведение проверки приостанавливалось).

Председатель СПК колхоз «Искра» ФИО1 уведомлен о предстоящей проверке 30.11.2021, ознакомлен с решением о проведении плановой выездной проверки от 29.11.2021 № 280-К – 30.11.2021.

Основанием проведения плановых проверочных мероприятий послужило исполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденного приказом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2020 № 895-П, размещенного на официальном сайте в телекоммуникационной сети Интернет (ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248)).

Таким образом, плановая выездная проверка СПК колхоз «Искра» Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена в полном соответствии с положениями ФЗ № 248.

В ходе проведения плановой выездной проверки СПК колхоз «Искра» 13.12.2021 специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы отходов производства и потребления по адресу: Кировская область, Котельничский район,
д. К-вы (объект НВОС «Промплощадка № 2 д. К-вы код объекта – 33-0143-001500-П), проведены их лабораторные исследования, по результатам которых 24.12.2021 составлено экспертное заключение и выявлены указанные выше нарушения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, которые зафиксированы в Акте выездной плановой проверки от 27.12.2021
№ 746-ПКК, составленном ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора
ФИО3

Усмотрев в бездействии председателя СПК колхоз «Искра»
ФИО1 невыполнение установленных требований законодательства Российской Федерации при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства», приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности», приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности», ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3<дд.мм.гггг> в отношении должностного лица ФИО1 составила протокол
<№> об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

<дд.мм.гггг> Постановлением <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 должностное лицо – председатель СПК колхоз «Искра» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Вместе с тем, согласно представленному в суд протоколу результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования № 931-О от 30.07.2019 отход, отобранный из металлических емкостей в помещениях котельных промплощадки № 2 д. К-вы СПК колхоз «Искра», отнесен к отходам V класса опасности, именуется как «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», что соответствует коду ФККО 6 11 900 02 40 5.

Данный вид отхода на основании приведенных результатов биотестирования отнесен к отходу по коду ФККО 6 11 900 02 40 5 «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», данный вид отхода отражен и в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) СПК колхоз «Искра» от 24.12.2019, а также и в акте проверки от 27.12.2021.

По результатам биотестирования проб отхода – «золы от сжигания пеллет», отобранного в помещении котельной колбасного цеха, проведенного в рамках плановой проверки (протокол осмотра № 1 и протокола отбора проб № 1 от 13.12.2021, протокол № 751-О и пояснения к протоколу от 23.12.2021) было установлено, что данный вид отхода относится к IV классу опасности, согласно обжалуемому постановлению отнесен к отходу по коду ФККО
6 11 900 01 40 4 «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная». При этом оба вида отхода включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Однако надлежащих и неопровержимых доказательств того, что в котельной колбасного цеха промплощадки № 2 СПК колхоза «Искра» изменялся технологический процесс или вид топлива, приводящий к изменению видов образующихся отходов, материалы дела не содержат, должностным лицом административного органа не представлено.

При рассмотрении жалобы специалист по ОТ СПК колхоз «Искра» Козлов Д.В. пояснил, что по результатам проведенного в 2019 году биотестирования отход, образующихся от сжигания древесного топлива в котельной колбасного цеха промплощадки № 2 д. К-вы был отнесен к V классу опасности по коду ФККО 6 11 900 02 40 5 «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», после этого технологический процесс работы установленного водогрейного котла на пеллетах и вид топлива (пеллеты) не менялся.

После проведения биотестирования отхода в рамках плановой проверки СПК колхоз «Искра» были предприняты действия для отнесения отхода по коду ФККО 6 11 900 01 40 4 «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная», в связи с чем предприятие обратилось в «ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» для повторного биотестирования отхода, по результатам которого отобранная зола из той же емкости вновь была отнесена к отходу по коду ФККО 6 11 900 02 40 5 «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» V класса опасности. Кроме того, еще в рамках проверки 23.12.2021 на обнаруженный отход «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная» код ФККО 6 11 900 01 40 4 был оформлен паспорт отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО.

Довод государственного инспектора ФИО3 в дополнении к отзыву на жалобу о том, что в 2021 году в СПК колхоз «Искра» произведена замена котла на пеллетный, суд считает необоснованным и ни какими доказательствами не подтвержденным, в тоже время стороной защиты представлены документы, подтверждающие приобретение пеллетного котла, закупку древесных гранул для отопления ещё в 2017 году. Оснований ставить под сомнение объяснения защитника Козлова Д.В. не имеется, поскольку они согласуются с имеющимися в деле доказательствами, им не противоречат.

В результате чего СПК колхоз «Искра» при установлении отхода, образующегося в котельной колбасного цеха промплощадки <№>, относящегося по результатам биотестирования от <дд.мм.гггг> к V классу опасности, предприняло меры для отнесения данного вида отхода к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. О соответствии отхода – золы от котельной колбасного цеха промплощадки № 2 д. К-вы IV классу опасности должностному лицу стало известно лишь в ходе плановой проверки, на который был незамедлительно составлен паспорт отходов. При этом с 2019 года до момента проведения Росприроднадзором проверки в декабре 2021 года технологический процесс образования отхода не изменялся, в связи с чем, необходимость проведения повторного исследования образующегося в результате деятельности СПК колхоз «Искра» названного отхода, согласно нормам действующего законодательства, отсутствовала.

Кроме того, непосредственно после проведенной проверки по заданию СПК колхоза «Искра» Испытательной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено повторное исследование отходов (золы) из металлической бочки помещения колбасного цеха промплощадки № 2 в д. К-вы. Согласно протоколу результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования от 15.02.2022 № 48-О с пояснением исследованный отход «Зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» вновь отнесены к 5 классу опасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии неоспоримых доказательств того, что в процессе своей деятельности СПК колхоз «Искра» осуществляла сбор, накопление и утилизацию отходов IV класса опасности, и у должностного лица – председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 до проверки возникла обязанность составления паспорта для данного вида отхода.

Также должностному лицу – председателю СПК колхозу «Искра» ФИО1 вменяется не отнесение отхода «золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных» V класса опасности, отсутствующего в ФККО, к конкретному классу опасности.

Вместе с тем, заслуживает внимание довод жалобы о том, что отход -«зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных» в крематоре промплощадки № 2 д. К-вы СПК колхоз «Искра» не образуется, а образуется отход – «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная» V класса опасности, имеющая в ФККО код 7 47 991 11 40 5, в связи с чем подтверждения отнесения данного отхода к конкретному классу опасности не требуется.

Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, под биологическими отходами понимаются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным. Согласно п. 24 данных Правил, утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно.

В судебном заседании представитель СПК колхоз «Искра» Козлов Д.В. пояснил, что от сжигания биологических отходов в крематоре образуется зола, которую СПК колхоз «Искра» учитывает, как «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная», поскольку данный отход получается в результате применения для утилизации специальной установки «Крематор». В связи с чем отнесение золы от утилизации таких отходов отнесено СПК к коду
7 47 991 11 40 5.

В обоснование доводов защитником представлены технологические регламенты использования золы в результате сжигания в крематоре трупов павших животных и боенских отходов в установке для сжигания (крематоре), утвержденные в ноябре 2020 года, в которых включены процессы образования, накопления и использования золы от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной.

Доводы госинспектора Росприроднадзора о том, что согласно банку данных отходов «золы от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной» в их состав входят железо в соединениях, алюминий в соединениях, диоксид кремния, не подтверждены в результате биотестирования и исследования золы от крематора в СПК колхоза «Искра», в связи с чем данные отходы не могут быть отнесены к коду 7 47 991 11 40 5, являются несостоятельными, поскольку ни экспертное заключение, ни протоколы результатов испытаний пробы данной золы, не содержат сведений об исследовании на наличие металлов, а морфологический состав отобранной пробы золы содержит лишь массовую долю влаги (2,42 %), золу (массовой долей 94,4 %) и морфологический состав (неклассифицирующий материал – 3,18 %.).

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017, содержит вид отхода, получаемого в результате использования крематора - 7 47 991 11 40 5 «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная».

Поскольку в результате осуществления хозяйственной деятельности в помещении крематорной промплощадки № 2 СПК колхоз «Искра» образуется отход V класса опасности, включенный в федеральный квалификационный класс отходов и банк данных об отходах, с кодом 7 47 991 11 40 5 - «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная», в силу ч. 2 ст. 14 ФЗ № 89 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных ФККО не требуется, процедура подготовки документов и материалов отнесения отходов V класса опасности, включенных в ФККО и БДО, к конкретному классу опасности Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1027, не предусмотрена.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется и должностным лицом надзорного органа не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в бездействии председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 нарушений
ст. 14 ФЗ № 89 и Порядка № 1027 от 08.12.2020, а соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При данных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя СПК колхоз «Искра»
ФИО1, прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд

РЕШИЛ:

Жалобу председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, от <дд.мм.гггг><№> о назначении должностному лицу – председателю СПК колхоз «Искра» ФИО1 наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя СПК колхоз «Искра»
ФИО1 прекратить, в связи с отсутствие состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Корчемкин

Решение13.05.2022