ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 22.02.2022 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11MS0018-01-2021-003171-84

Дело № 12-21/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,

при секретаре Беляевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 22 февраля 2022 года дело по жалобе исполняющего обязанности генерального директора Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» ФИО1 на постановление мирового судьи Магистрального судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 01 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»,

установил:

Постановлением мирового судьи Магистрального судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 01.12.2021 Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее – ЭМУП «Жилкомхоз») привлечено к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, исполняющий обязанности генерального директора ЭМУП «Жилкомхоз» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производство по делу, считая постановление незаконным и необоснованным ввиду следующего. В предписании Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27 содержится требование в срок до 31.03.2021 принять меры по устранению нарушений: провести перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по жилым/нежилым помещениям путем исключения платы за содержание и ремонт лифтов в размере 2,8 руб. с кв.м, начисленную за период с января 2018 года по ноябрь 2020, в последующем прекратить начислять указанную плату. Решением административного органа от 31.03.2021 срок исполнения предписания продлен до вступления в законную силу решения решение Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021. Между тем, срок исполнения выданного ЭМУП «Жилкомхоз» предписания не наступил, поскольку в силу отмены в кассационном порядке соответствующих судебных актов, принятых по заявлению ЭМУП «Жилкомхоз» об оспаривании предписания, решение суда по делу № А29-2773/2021, находящееся в производстве Арбитражного суда Республики Коми, в законную силу не вступило. Предписание Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27 является незаконным в силу неисполнимости, поскольку: в требовании предписания отсутствует указание адреса дома, по которому необходимо произвести перерасчет платы; предписанием нарушены шестимесячный срок для обращения за перерасчетом размера платы за коммунальные услуги и трехлетний срок исковой давности для предъявления требований о перерасчете платы за услуги по содержанию многоквартирного дома, установленные соответственно Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и Гражданским кодексом РФ; невозможность перерасчета платы обусловлена тем, что фактически отсутствует переплата по соответствующей услуге, стоимость обслуживания лифтов выделена отдельной строкой на основании решения собственников многоквартирного дома, которое не было обжаловано, соответствующая услуга фактически оказана; требование предписания о прекращении в будущем начисления платы за спорную услугу незаконно, поскольку оказание данной услуги предусмотрено Минимальным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ № 290. Из анализа решений, принятых собственниками помещений многоквартирного дома, содержания договора на управление многоквартирным домом, приложений к нему в части перечня обязательных услуг, а так же структуры платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за спорный период, по мнению заявителя, следует, что отсутствует двойное взимание платы за содержание и ремонт лифтов, а равно отсутствует нарушение прав собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома. По мнению заявителя, при вынесении предписания не учтено, что собственниками помещений соответствующего многоквартирного дома 20.10.2012 принято решение о внесении платы за ремонт и содержание лифтов в определенном размере, впоследствии данное решение одобрено их решением от 27.04.2021, в связи с чем действия ЭМУП «Жилкомхоз» по начислению данной платы не могут быть расценены как нарушающие права и законные интересы граждан. Кроме того, при вынесении предписания административный орган превысил свои полномочия, фактически приняв решение о возмещении ущерба гражданам, без учета обстоятельств отсутствия переплаты, без обращения в суд с соответствующим иском, а так же в отсутствие принятого в установленном законом порядке собственниками помещений многоквартирного дома решения об изменении структуры платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, необоснованно возложив на ЭМУП «Жилкомхоз» обязанность не начислять плату за содержание и ремонт лифтов. Исполнение предписания в части осуществления перерасчета спорной платы приведет к причинению ЭМУП «Жилкомхоз» ущерба на сумму 1 080 962,45 руб.

В судебном заседании ФИО2, представляющий интересы ЭМУП «Жилкомхоз» на основании доверенности, поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям. Дополнительно указал, что оснований для составления в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» протокола об административном правонарушении 21.10.2021 и для привлечения юридического лица к административной ответственности оспариваемым постановлением не имелось, поскольку предписание было обжаловано ЭМУП «Жилкомхоз», в том числе, в кассационном порядке. Срок исполнения предписания не наступил, поскольку судебные акты, принятые по делу № А29-2773/2021, отменены в кассационном порядке, дело направлено в Арбитражный суд Республики Коми на новое рассмотрение, на момент рассмотрения настоящего дела решение не вынесено.

Выслушав объяснения участвующего в рассмотрении дела лица, изучив жалобу и дополнения к ней, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, следовательно предписание должностного лица, содержащее требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания. Четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, осуществляется ЭМУП «Жилкомхоз» на основании договора управления.

По обращениям ФИО 1 и ФИО 2 о проверке обоснованности предъявления отдельной строкой платы за содержание и ремонт лифтов за период с января 2018 года по ноябрь 2020 года собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома № 4 по ул. Славы в г.Сыктывкаре, на основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 42-л от 19.01.2021 должностным лицом Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЭМУП «Жилкомхоз», по результатам которой составлен акт проверки № 42-л от 11.02.2021, содержащий выводы о выявленных в ходе проверки нарушениях со стороны ЭМУП «Жилкомхоз» при начислении собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома платы за содержание и ремонт лифтов в размере 2,8 руб. и предъявления данной платы отдельной строкой в платежном документе, необоснованности начисления данной платы.

По результатам проверки 11.02.2021 в адрес ЭМУП «Жилкомхоз» Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) вынесено предписание № 27, в котором содержится требование в срок до 31.03.2021 принять меры по устранению нарушений: провести перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по жилым/нежилым помещениям путем исключения платы за содержание и ремонт лифтов в размере 2,8 руб. с кв.м, начисленную за период с января 2018 года по ноябрь 2020, в последующем прекратить начислять указанную плату.

18.03.2021 ЭМУП «Жилкомхоз» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 27 от 11.02.2021. Делу присвоен номер А29-2773/2021.

30.03.2021 в адрес Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) поступило обращение от ЭМУП «Жилкомхоз» о продлении срока исполнения предписания № 27 от 11.02.2022 со ссылкой на его обжалование в Арбитражный суд Республики Коми в рамках дела № А29-2773/2021.

31.03.2021 и.о.руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) принято решение № 7 о продлении срока исполнения предписания Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району от 11.02.2021 № 27 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021.

Решением Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021 от 28.05.2021 в удовлетворении требований ЭМУП «Жилкомхоз» отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021 по делу № А29-2773/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЭМУП «Жилкомхоз» - без удовлетворения.

На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 1644-л от 29.09.2021 должностным лицом Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району в период с 12.10.2021 по 14.10.2021 проведена проверка исполнения ЭМУП «Жилкомхоз» выданного ранее предписания, в ходе которой установлено, что предписание ЭМУП «Жилкомхоз» не исполнено. В частности, не произведен перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома № 4 по ул. Славы в г.Сыктывкаре собственникам, нанимателям жилых/нежилых помещений путем исключения платы за содержание и ремонт лифтов в размере 2,8 руб. с кв.м, начисленной за период с января 2018 года по ноябрь 2020. Данная плата начислялась до мая 2021 года в платежных документам на оплату жилищно-коммунальных услуг как дополнительная статья расходов, что противоречит Жилищному кодексу РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21.10.2021 консультантом Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району ФИО3 в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» протокола № 268 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно протоколу с учетом решения № 7 от 31.03.2021 о продлении срока исполнения предписания, судебных актов, принятых по заявлению ЭМУП «Жилкомхоз» об оспаривании предписания № 27 от 11.02.2021, последнее должно было быть исполнено ЭМУП «Жилкомхоз» в срок до 03.11.2021. Однако на момент проведения проверке в октябре 2021 года требования предписания ЭМУП «Жилкомхоз» не исполнило. Таким образом, ЭМУП «Жилкомхоз» допустило нарушение законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания от 11.02.2021 № 27, выданного Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району. Врем совершения административного правонарушения – в 08 час. 45 мин. 03.09.2021.

27.10.2021 протокол об административном правонарушении с материалами дела поступил на рассмотрение мировому судье Магистрального судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара.

01.12.2021 мировым судьей вынесено постановление о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела мировой судья на основе представленных в дело сведений пришел к выводу о доказанности виновности ЭМУП «Жилкомхоз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе заявитель приводит доводы о наличии оснований к отмене постановления мирового судьи, которые заслуживают внимания.

Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из буквального толкования диспозиции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона указанного состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Обстоятельства законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, привлекаемому административной ответственности, являются обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного дела.

Как следует из материалов дела, решение Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021 от 28.05.2021, которым отказано в удовлетворении требований ЭМУП «Жилкомхоз» об оспаривании предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27, вступило в законную силу 02.09.2021, т.е. в день принятия постановления Второго арбитражного апелляционного суда, которым решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021 по делу № А29-2773/2021 оставлено без изменений, апелляционная жалоба ЭМУП «Жилкомхоз» - без удовлетворения (ст. 180, 181, ч. 5, 6 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

26.10.2021 в Арбитражный суд Волго-Вятского округа поступила кассационная жалоба ЭМУП «Жилкомхоз» на принятые по делу № А29-2773/2021 судебные акты.

В возражениях, представленных должностному лицу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), до момента составления протокола об административном правонарушении, ЭМУП «Жилкомхоз» ссылается на подачу кассационной жалобы на судебные акты, принятые по делу № А29-2773/2021, заявив ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении от 21.10.2021 данное обстоятельство не получило оценки. Кроме того, в протоколе указано на то, что срок исполнения предписания - 03.11.2021, при этом время совершения административного правонарушения – 03.09.2021 в 08:45. Несмотря на наличие указанных противоречий, протокол об административном правонарушении не возвращен мировым судьей должностному лицу административного органа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельства наступления срока исполнения предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27, в том числе, с учетом сведений о подаче юридическим лицом кассационной жалобы, мировым судьей в порядке подготовки дела к рассмотрению не выяснялись. Кроме того, указанные противоречия, в части даты и времени совершения административного правонарушения, а так же наступления срока исполнения предписания при рассмотрении дела мировым судьей не устранены. Так, постановление о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности от 01.12.2021 содержит указание на вступление 02.09.2021 в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021, вывод о том, что ЭМУП «Жилкомхоз» не исполнило предписание Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27 в установленный в нем срок. При этом, время и дата совершения административного правонарушения в постановлении отсутствуют. Доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, о подаче кассационной жалобы на судебные акты, принятые по делу № А29-2773/2021, оценка не дана. Оценка законности предписания, в том числе, с точки зрения его исполнимости, мировым судьей в постановлении не дана со ссылкой на наличие вышеуказанных судебных актов.

К жалобе на постановление заявителем приложена копия постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2021 которым решение Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021 от 28.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.

Таким образом, в настоящее время законность выданного ЭМУП «Жилкомхоз» предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27, неисполнение которого послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, по настоящее время является предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Коми. Решение по существу спора Арбитражным судом Республики Коми не вынесено.

Между тем, обстоятельства законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено ЭМУП «Жилкомхоз», являются обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного дела. Так, признание предписания незаконным исключаетт наличие в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Привлечение лица к административной ответственности за неисполнение незаконно возложенной на него обязанности является недопустимым.

По убеждению судьи, сформулированный в решении и.о.руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) принято решение № 7 от 31.03.2021 срок исполнения предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 11.02.2021 № 27 – «до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-2773/2021» - не отвечает признаку определенности.

Так, срок выполнения требований предписания, выданного ЭМУП «Жилкомхоз», поставлено в зависимость от вступления в законную силу судебного постановления, которое в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкретной датой определено быть не может.

Таким образом, доказанность вины ЭМУП «Жилкомхоз» в совершении административном правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях вызывает сомнение.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, поскольку имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, так как не доказаны обстоятельства, на основании которых оно вынесено, что предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении установленного срока привлечения к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет три месяца и истек на момент рассмотрения судей настоящего дела.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.

Руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу исполняющего обязанности генерального директора Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи Магистрального судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 01 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» отменить, производство по делу прекратить.

Судья Е.В.Баудер