ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 24.02.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-81

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

24 февраля 2022 года город Омск

Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации города Омска на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО2-АП от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его отношении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области -АП от ДД.ММ.ГГГГ Администрации города Омска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Как следует из названного постановления, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом -исполнителем на основании исполнительного документа №ФС017948651 от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения – была возложена обязанность на Администрацию города Омска незамедлительно принять меры к изъятию у ФИО3, ФИО4, ФИО4, жилого помещения комнаты 4 в <адрес> по <адрес> в г. Омске и согласованию выкупной цены.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Администрации города Омска обратился в суд с жалобой на вышеназванное постановление и просит его признать незаконным и отменить по следующим основаниям. Спорный многоквартирный дом на основании заключения межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда был признан аварийным и подлежащим сносу. Многоквартирный <адрес> по <адрес> подлежит расселению в рамках V этапа Программы (2023 - 2024 годы).Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлен федеральным и региональным законодательством. Земельный участок под многоквартирным домом <адрес> в городе Омске не учтен в Едином государственном реестре недвижимости, что делает невозможным проведение мероприятий по его изъятию с последующим изъятием жилого помещения и согласованию выкупной цены. Указываю на то, что в целях исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Омска предпринимаются все предусмотренные меры по его исполнению. В связи с чем, основания для привлечения Администрации города Омска к административной ответственности по 4.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 18.08.2021 в установленный срок, отсутствуют. Обращаю особое внимание суда на то обстоятельство, что Администрация города Омска не уклоняется от исполнения судебного решения по делу , напротив, предпринимая все необходимые действия для его надлежащего исполнения.

При вынесении постановления об административном правонарушении должностным лицом службы судебных приставов не учтен тот факт, что исполнение решения без принятия необходимых правовых актов и проведения ряда административных процедур, необходимых для изъятия жилого помещения и требующих значительного времени, невозможно. Указанным обстоятельствам, направленным на исполнение судебного решения по делу N° 2-1888/2017, не была дана соответствующая оценка. Учитывая вышеизложенное, полагают, что противоправность в действиях Администрации города Омска и вина Администрации города Омска в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, отсутствуют. Полагают, что пропуск срока для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя является обоснованным и допустимым, поскольку пропуск данного срока не является фактом неисполнения требования судебного пристава-исполнителя.

Представителем Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска были представлены письменные пояснения, согласно которым, указывают, что решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета» полномочия по заключению соглашений об изъятии жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для муниципальных нужд, подписанию актов приема-передачи к указанным соглашениям, отнесены к функциям департамента жилищной политики Администрации города Омска. До внесения вышеуказанных изменений в Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ находилось на исполнении департамента имущественных отношений Администрации города Омска, наделенного на тот период времени соответствующими полномочиями. Во исполнение поручения Мэра города Омска по обращению от ДД.ММ.ГГГГ № Вх-АГ/1052 департаменту имущественных отношений Администрации города Омска необходимо осуществить подготовку правового акта об изъятии жилого помещения. Земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>Б, не учтен в Едином государственном реестре недвижимости. В отношении территории, в границах которой располагается вышеуказанный многоквартирный дом, проект межевания не утвержден. В рамках исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в редакции апелляционного определения Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в департамент архитектуры и градостроительства Вн-ДИО/5000 от ДД.ММ.ГГГГ с обращением о разработке проекта межевания территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе города Омска, в отношении территории, на которой расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>Б. В ответ на обращение департамента имущественных отношений Администрации города Омска департамент архитектуры Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что по указанному адресу постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден проект планировки территории (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ-п), расположенной в границах: <адрес> административном округе города Омска, многоквартирный жилой дом расположен в зоне размещения жилой застройки средней этажности. Подготовлено техническое задание для бюджетного учреждения города Омска «Омскархитектура» на внесение изменений в проект планировки и выполнение проекта межевания на данную территорию. Документация по планировке территории разработана бюджетным учреждением города Омска «Омскархитектура» на основании распоряжения директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в соответствии с приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальной работы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов бюджетного учреждения города Омска «Омскархитектура».

Первая редакция документации по планировке территории представлена в департамент архитектуры ДД.ММ.ГГГГ. В процессе проверки документации были выявлены замечания, документация отправилась на доработку разработчикам. Вторая редакция была представлена ДД.ММ.ГГГГ, выявлены замечания, документация отправлена на доработку. Третья редакция представлена ДД.ММ.ГГГГ, выявлены замечания, документация отправлена на доработку. Четвертая редакция представлена ДД.ММ.ГГГГ, после чего департамент архитектуры подготовил проект постановления Мэра города Омска «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в проект планировки и проект межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», который проходил процедуру согласования в структурных подразделениях департамента. В процессе согласования были выявлены замечания, документация отправилась разработчикам на доработку. Окончательная редакция была представлена в департамент архитектуры ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с распоряжением разработанная документация рассмотрена в течение 20 рабочих дней с момента ее поступления в департамент архитектуры, в связи с отсутствием замечаний департамент архитектуры продолжил работу по проекту постановления Мэра города Омска. В соответствии с постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-пм «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в проект планировки части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проекту межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» общественные обсуждения проведены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Замечаний и предложений к документации по планировке территории в ходе проведения общественных обсуждений не поступило. Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» внесены изменения в элемент планировочной структуры .1 микрорайона 1 проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес> и утвержден проект межевания территории элемента планировочной структуры .1 А микрорайона 1 проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес><адрес> административном округе г. Омска.

В судебном заседании защитник Администрации города Омска Рыжих А.В.. доводы жалобы поддержала в полном объёме.

В судебном заседании представитель МОСП по ОИП УФСП России по Омской области просила суд оставить постановление без изменений, жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно пункта 2 названной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Объектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является установленный законом порядок принудительного исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах после взыскания исполнительского сбора.

Объективная сторона правонарушения состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Субъектом этого правонарушения являются должники по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера.

В силу ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом -исполнителем на основании исполнительного документа №ФС017948651 от ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства: предмет исполнения – была возложена обязанность на Администрацию города Омска незамедлительно принять меры к изъятию у ФИО3, ФИО4, ФИО4, жилого помещения комнаты <адрес> в г. Омске и согласованию выкупной цены. Установлен должнику 5 - дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству. Взыскано с Администрации г. Омска - 50000 рублей. Установлен новый срок для исполнения требования - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением требований исполнительного документа судебным приставом было вручено требование и установлен новый срок исполнения документа - ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок требование Администрацией города Омска исполнено не было.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Администрации г. Омска.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено обжалуемое постановление, Администрация г. Омска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа - 30000 рублей.

Защитником Администрации г. Омска в письменном виде были даны объяснения по поводу совершенного правонарушения, из которых следует, что причиной неисполнения судебного акта является отсутствие финансирования, а также, Администрацией г. Омска принимаются все предусмотренные меры по исполнению решения суда о незамедлительном принятии мер к изъятию у ФИО3, ФИО4, ФИО4, жилого помещения и согласованию выкупной цены. В связи с чем, основания для привлечения Администрации г. Омска к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требования судебного - пристава от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, отсутствуют.

Спорный многоквартирный дом на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п признан аварийным и подлежащим сносу.

Данный дом подлежит расселению в рамках V этапа Программы (2023-2024 годы). Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлен федеральным и региональным законодательством.

Земельный участок под многоквартирным домом 17Б по <адрес> в г. Омске не учтен в ЕГРН, что делает невозможным проведение мероприятий по его изъятию с последующим изъятием жилого помещения и согласованию выкупной цены.

В настоящее время Администрацией города Омска на основании документации по внесению изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п, в границах элемента планировочной структуры .1 микрорайона 1 и подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах: <адрес>, элемента планировочной структуры .1 микрорайона 1 проекта планировки территории подготовлен проект постановления Мэра города Омска «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту внесения мнений в проект планировки части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проекту межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В процессе согласования Проекта постановления выявлены замечания. Документация направлена разработчику на доработку с учетом Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства».

После устранения замечаний, утверждения проекта внесения изменений в проект планировки части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости Администрацией города Омска будет подготовлен проект постановления Администрации города Омска об изъятии земельного участка под многоквартирным домом 17 Б по улице 2-й Челюскинцев в городе Омске и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, дом, секция 4, комната 4.

Таким образом, в целях исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Омска предпринимаются все предусмотренные меры по исполнению. В связи с чем, основания для привлечения Администрации города Омска к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, отсутствуют. При вынесении постановления -АП данные обстоятельства должностным лицом службы судебных приставов учтены не были.

Администрация города Омска в своей деятельности по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ограничена предусмотренными статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации условиями изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Также в судебном заседании не нашел подтверждения тот факт, что у Администрации г. Омска имелась реальная возможность в исполнении решения суда в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что Администрацией г. Омска принимались меры к исполнению решению суда.

Администрацией г. Омска предоставлена переписка с Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, содержание которой направленно на исполнение решения Центрального районного суда г. Омска, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-ДЖП/113, от ДД.ММ.ГГГГ №Вн-ДИО/673, письмо БУ г. Омска Омскархитектура от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГ дсп, ДД.ММ.ГГГГдсп, ДД.ММ.ГГГГдсп, от ДД.ММ.ГГГГ.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Находя постановление в отношении Администрации города Омска незаконным, суд исходит из того, что доказательств, подтверждающих умышленное неисполнение юридическим лицом требований судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, в материалы дела не представлено. Несвоевременное исполнение требований судебного пристава-исполнителя связано с объективными причинами, в частности, особенностями бюджетного финансирования.

В отведённое время Администрация г. Омска не имела бы возможности провести работы, с учётом времени и проведения ряда административных процедур, необходимых для изъятия жилого помещения и требующих значительного времени.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина Администрации г. Омска, не доказана.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП в отношении Администрации города Омска по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Г.Г. Щеглаков