ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 25.03.2022 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п. Чегдомын 25 марта 2022 года

Судья Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края Ханбиков Р.М.

с участием:

представителя ФИО2 – ФИО3, действующего по доверенности,

помощника прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексеева В.А.

при секретаре Косоговой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО4 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО5 от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Ургалуголь» ФИО2 <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 28.01.2022 генеральный директор АО «Ургалуголь» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФИО2 обратился в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края с жалобой, ссылаясь на то, что руководитель организации несет ответственность исключительно за организацию процесса. Ответственность за соблюдение требований может возлагаться на иное должностное лицо организации. Генеральным директором ФИО2 должным образом приняты меры по организации управления персоналом предприятия. Осуществление контроля за соблюдением в подразделениях предприятия действующего трудового законодательства возложено на заместителя генерального директора АО «Ургалуголь» по вопросам труда и заработной платы ФИО6, в связи с чем привлечение к административной ответственности ФИО2 незаконно.

Просит суд постановление от 28.01.2022 о назначении административного наказания в отношении генерального директора АО «Ургалуголь» ФИО2 отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении генерального директора АО «Ургалуголь» ФИО2 прекратить.

В судебном заседании представитель генерального директора АО «Ургалуголь» ФИО2 – ФИО3 доводы жалобы поддержала, настаивала на отмене постановления государственного инспектора труда и прекращении производства по делу.

Помощник прокурора Верхнебуреинского района Алексеев В.А. просил постановление государственного инспектора труда (по охране труда) от 28.01.2022 оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО2 без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, помощника прокурора, изучив доводы жалобы, а также материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с ст. 20 ТК РФ, работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Статьей 221 Трудового кодекса РФ установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.

Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" установлены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Приказом Минтруда от 29.12.2018 № 860н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта.

Согласно п. 23 Правил работодатель при организации работ на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодное время года должен предоставлять специальные кратковременные перерывы в работе и обеспечивать помещениями для обогревания и отдыха работников. Порядок предоставления перерывов устанавливается работодателем.

Пунктом 28 Правил установлено, что на железнодорожной станции для прохода работников к местам выполнения работ и обратно должны быть определены маршруты безопасного прохода, обозначенные указателями с надписью «Служебный проход». Требования к служебным проходам устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

Приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 871н утверждены Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

Согласно п. 19 указанных Правил, площадки для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно обеспечивать свободное открывание дверей кабин автотранспортных средств.

Пунктом 27 Правил по охране труда на автомобильном транспорте установлено, что для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в сообщающихся между собой отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией и изолированных от других помещений: помещение для зарядки аккумуляторов; помещение для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита; помещение для ремонта аккумуляторов.

Стены и пол помещений аккумуляторных участков должны облицовываться керамической плиткой.

Согласно п. 52 Правил по охране труда на автомобильном транспорте вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.

В соответствии с п. 53 указанных Правил, полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно позволять открывать двери кабины транспортных средств.

Согласно п. 56 Правил по охране труда на автомобильном транспорте техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

Во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.

Из п. 83 указанных Правил следует, что использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) должны быть немедленно убраны в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, а по окончании рабочего дня удалены из производственных помещений в специально отведенные места.

Согласно п. 265 Правил по охране труда на автомобильном транспорте отдельные помещения должны предусматриваться для хранения: смазочных материалов; лакокрасочных материалов и растворителей; химикатов; шин и резинотехнических изделий.

В соответствии с пунктом 266 указанных Правил, отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в отдельных помещениях.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Верхнебуреинского района проверки установлено, что

- в нарушение приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н слесарю по ремонту и обслуживанию оборудования ФИО9 не выданы сапоги кожаные с ЗП, комбинезон ОПЗ, перчатки х\б с точ. пол. покрытием, крем регенерирующий, полотенце 70*140, пасты, крема, гели очищающие, препарат дезод. Также допущены нарушения при выдачи средств индивидуальной защиты водителям а/м ФИО10, ФИО13, ФИО11, механику ФИО12 Водитель ФИО17 не ознакомлен с нормами выдачи Средств индивидуальной защиты (личная карточка учета выдачи СИЗ не заполнена);

- в нарушение п. 23 Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта в АО «Ургалуголь» не установлен порядок предоставления перерывов при организации работ на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодное время года;

- в нарушение п. 28 Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта не установлены требования к служебным проходам на железнодорожной станции.

- в нарушение п. 19 Правил по охране труда на автомобильном транспорте площадка для хранения транспортных средств АО «Ургалуголь» не имеет разметки, определяющей места установки транспортных средств и границы проездов;

- в нарушение п. 27 Правил по охране труда на автомобильном транспорте стены и пол помещений аккумуляторных участков АО «Ургалуголь» не облицованы керамической плиткой;

- в нарушение п. 52 Правил по охране труда на автомобильном транспорте вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, частично отсутствуют колесоотбойные устройства;

- в нарушение п. 53 Правил по охране труда на автомобильном транспорте полы в помещениях для хранения транспортных средств не имеют разметки, определяющей места установки транспортных средств и границы проездов;

- в нарушение п. 56 Правил по охране труда на автомобильном транспорте техническое обслуживание и ремонт транспортных средств осуществляется в помещениях для хранения транспортных средств;

- в нарушение п. 83 Правил по охране труда на автомобильном транспорте использованные обтирочные материалы не удалены из помещения для хранения транспортных средств;

- в нарушение п. 265 Правил по охране труда на автомобильном транспорте хранение шин и резинотехнических изделий осуществляется вне отдельных помещений;

- в нарушение п. 266 Правил по охране труда на автомобильном транспорте отработанное масло хранится в помещениях для хранения транспортных средств.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

ФИО1 приступил к обязанностям Генерального директора АО «Ургалуголь» ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельства административного правонарушения и вина должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнения не вызывают, а именно:

постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

актом проверки (места, территорий, зданий, сооружений, документов) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому работники предприятия в полной мере не обеспечены средствами индивидуальной защиты: ФИО7 не обеспечен по нормам СИЗ - каской защитной), ФИО13 – кожаными СЗП; ФИО14 не ознакомлен с нормами выдачи СИЗ, лицевая сторона карточки СИЗ не заполнена в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 290н. Отсутствуют подписи работников в графике сменности водителей за октябрь 2021 года;

личными карточками учета выдачи СИЗ ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО11, ФИО14,

актом проверки (места, территорий, зданий, сооружений, документов) от 16.12.2021, согласно которому в АО «Ургалуголь» не установлен порядок предоставления перерывов при организации работ на открытом воздухе или закрытых необогреваемых помещениях в холодное время года; локальным нормативным актом работодателя не установлены требования к служебным проходам;

объяснениями и.о. начальника автобазы ФИО15 от 16.12.2021, согласно которым площадка для хранения транспортных средств и полы в помещениях для хранения транспортных средств не имеют разметки. Стены и пол помещения аккумуляторного участка керамической плиткой не облицованы. Вдоль части стены, у которой установлены транспортные средства, колесоотбойные устройства отсутствуют. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств производятся в помещениях для хранения транспортных средств, мойки транспортных средств в зимний период времени не предусмотрено. Разлитое масло или топливо с помощью песка, опилок или органических сорбентов не удалено. Хранение шин частично осуществляется вне помещений (на улице). Отработанное масло и ветошь для очистки от горюче-смазочных материалов из помещения для хранения транспортных средств на момент проверки не убрано, приняты меры к уборке;

объяснениями начальника технологической колоны ОГР ФИО16 от 15.12.2021, согласно которым полы в помещении для хранения транспортных средств не стойки к воздействию агрессивных веществ и не имеют уклонов для стоков воды в сторону трапов и лотков дренажной системы. Вдоль стены, у которой устанавливаются транспортные средства, в боксе отсутствуют колесоотбойные устройства. Полы в помещениях для хранения транспортных средств не имеют разметки, определяющей места установки транспортных средств и границы проездов.

В зоне технического обслуживания транспортных средств допущено хранение горючих материалов в количествах, превышающих сменную потребность работников в данных веществах, отработанного масла. На момент проверки использованные обтирочные материалы находились в открытом доступе, в настоящее время приняты меры к их удалению из помещения. Отсутствует специально отведенное место для мойки транспортных средств в зимний период времени. Схема расстановки транспортных средств (20 единиц автомобилей Scania) не утверждена. Отдельные помещения для хранения смазочных материалов, и отданных в ремонт шин отсутствуют.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица административного органа о виновности генерального директора АО «Ургалуголь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является правильным, основанным на проверенных в ходе рассмотрения дела доказательствах, должный анализ и правовая оценка которым даны в постановлении должностного лица.

Доводы жалобы о том, что к административной ответственности подлежит привлечению иное должностное лицо, признаю несостоятельными, поскольку руководителем АО «Ургалуголь» является ФИО2, который является непосредственным работодателем, на котором лежит прямая обязанность по соблюдению трудового законодательства, и в случае его нарушения несет ответственность, в том числе, и административную. Наличие на предприятии иных должностных лиц отвечающих за определенные направления деятельности, не освобождает руководителя предприятия, как работодателя, от административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Наличие допущенных нарушений трудового законодательства ФИО2 и его представителем не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела, объем представленных доказательств является достаточным для того, чтобы сделать вывод о виновности генерального директора АО "Ургалуголь" ФИО2 в совершении административного правонарушения.

Назначенное в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание соответствует тяжести содеянного, является справедливым и соразмерным установленным ч. 3 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.

Дело рассмотрено должностным лицом административного органа с соблюдением правил подведомственности дел об административных правонарушениях. При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении настоящего дела не допущено.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по охране труда) сомнений в своей законности не вызывает, основания для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют. Жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО5 от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Ургалуголь» ФИО2 <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу представителя - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения.

Судья Р.М. Ханбиков