ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-220 от 10.11.2010 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

                                                                                    Верховный Суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Петрова Е.Е. дело №12-220/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Коми Теплякова Е.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев 10 ноября 2010 года жалобу ФИО1 на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2010 года, которым

ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 рублей;

У С Т А Н О В И Л :

Специалистом 1 разряда отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми 20 сентября 2010 года по результатам административного расследования в отношении ... должность ... ОАО «...» ФИО1 составлен протокол №05-04/059 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, за непредставление в нарушение п.5 ст.93.1 НК РФ в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений (счетов-фактур), необходимых для осуществления налогового контроля.

По результатам рассмотрения дела судьей вынесено постановление, приведенное выше.

Не согласившись с выводами судьи, ФИО1 обжаловала вынесенное постановление в порядке ст.30.1 КоАП РФ в Верховный суд Республики Коми, указав на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Заслушав объяснения ФИО2 – представителя Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, проверив материалы дела, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Обязанность по представлению документов (информации) и сроки их представления по требованию должностного лица налогового органа предусмотрены, в частности, статьей 93.1 НК РФ

В силу п.1 ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Согласно п.2 ст.93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

В п.3 ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено, что в поручении об истребовании документов (информации) указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Согласно п.5 ст.93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

При рассмотрении дела судья городского суда пришел к выводу, что ФИО1 не представила в установленный срок документы, истребуемые у ОАО «Воркутауголь» налоговым органом, в связи с чем в её действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

Однако, с выводом судьи согласиться нельзя.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в соответствии со ст.93.1 НК РФ у ОАО «...» требованием №2297 от 29 июля 2010 года запрошены конкретные документы (счета-фактуры, договор, книга продаж, товарная накладная), касающиеся деятельности ООО «...», в связи с необходимостью получения информации относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговой проверки (л.д.20-21). Указание на то, что сведения истребуются вне рамок проведения налоговых проверок в связи с необходимостью получения информации относительно конкретной сделки, содержится и в поручении №961 Межрайонной ИФНС №2 по Республике Коми в адрес Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми об истребовании документов (информации) от 27 июля 2010 года (л.д.22).

Однако, понятия «информация» и «документ» не тождественны; к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста (п. 1 ст. 11 НК РФ, п.1 ст.2 ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 1 ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов»);

Порядок запроса налоговым органом информации и документов разграничен в ст.93.1 НК РФ: в рамках налоговой проверки налоговый орган может истребовать документы и (или) информацию, при этом в требовании об их представлении должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в их представлении; вне рамок налоговых проверок при возникновении обоснованной необходимости в получении сведений о конкретных сделках может быть затребована только информация.

Разделение понятия «документ» и «информация» содержится и в форме требования о представлении документов (информации), и в форме поручения об истребовании документов (информации), утвержденных приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@).

Таким образом, налоговым органом в нарушение требований п.2 ст.93.1 НК РФ у ОАО «...» вне рамок проведения налоговых проверок истребованы конкретные документы.

При этом достаточных сведений об интересующей налоговый орган сделке, позволявших бы её идентифицировать, ни в поручении, ни в требовании не приведено.

При таких обстоятельствах обязанности по представлению запрашиваемых документов, а также возможности представить информацию по сделке не имелось, в связи с чем в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 – прекращению.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 октября 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ отменить и производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить.

Судья Теплякова Е.Л.