ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2205/2023 от 28.09.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Одинцово

Судья Одинцовского городского суда Московской области Трофимчук М.А., с участием защитника Конычева А.А. представившего ордер и удостоверение, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка Звенигородского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо

ФИО1, генеральный директор ООО «ПТК», ДД.ММ.ГГГГ уроженка АДРЕС, зарегистрированная по адресу: АДРЕС,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Звенигородского судебного района Московской области ФИО1 как генеральный директор ООО «ПТК» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки Одинцовской городской прокуратурой установлено, что ООО «ПТК» зарегистрировано по адресу: АДРЕС ООО «ПТК» осуществляет в качестве основного вида деятельности аренду и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. В здании, принадлежащем ООО «ПТК» на праве собственности в подвальном помещении расположено убежище по адресу: АДРЕС, Одинцовский г.о., АДРЕС. В ходе выездной проверки установлено, что в ООО «ПТК» номенклатура и объем запасов материально-технических, продовольственных средств, в целях гражданской обороны отсутствуют, освежение материально-технических, продовольственных, медицинских запасов не произведено. Организация и ведение мероприятий в области гражданской обороны в ООО «ПТК» не осуществляется, программный документ в области гражданской обороны не разработан. Таким образом, генеральным директором ООО «ПТК» ФИО1 не выполняются мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Не согласившись с постановлением ФИО1 обжаловала его в суд, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была надлежаще извещена. Поскольку ходатайств об отложении рассмотрения дела от ФИО1 не поступило, то суд считает возможным рассмотреть дело её в отсутствие.

Защитник Конычев А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.

С соблюдением положений ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

В соответствии с ч.3 ст.30.6. КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы, дело подлежит проверке в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 названного Кодекса к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении отнесены наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и само решение должно быть мотивировано.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ « О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»

Согласно подпункту «в» пункта 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного указанным Постановлением (далее Положение) создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные и историко-культурном отношении объекты (абз. 8 ст. 1 ФЗ « О гражданской обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела ООО «ПТК» осуществляет в качестве основного вида деятельности аренду и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. В здании, принадлежащем ООО «ПТК» на праве собственности в подвальном помещении расположено убежище по адресу: АДРЕС. В ходе выездной проверки установлено, что в ООО «ПТК» номенклатура и объем запасов материально-технических, продовольственных средств, в целях гражданской обороны отсутствуют, освежение материально-технических, продовольственных, медицинских запасов не произведено. Организация и ведение мероприятий в области гражданской обороны в ООО «ПТК» не осуществляется, программный документ в области гражданской обороны не разработан. Должностные лица ответственные по вопросам гражданской обороны в организации не назначены.

Вместе с тем, согласно сведений, поступивших из Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС и Главного управления МЧС России по АДРЕС ООО «ПТК» не является организацией отнесенной к категориям по гражданской обороне. Создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (далее НАСФ) и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее НФГО) ООО «ПТК» не требуется. ООО «ПТК» не относится к объектам, на которых создаются НАСФ и НФГО. А также ООО «ПТК» не является организацией отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне-организацией в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющей мобилизационное задание (заказы) и представляющей высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также в историко-культурном отношении объектом. ООО «ПТК» не относится к перечню организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на территории Одинцовского городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность генерального директора ООО «ПТК». Согласно п.п. 2.1, 2.4, 2.7, 4.1, 4.5 Должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор выполняет следующие должностные обязанности, в частности: осуществление общего руководства всей деятельности Общества, соблюдение требований действующих нормативно-правовых актов, организация работы и эффективного взаимодействия всех подразделений и участков организации и несет ответственность за невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей, законность осуществляемой деятельности, соблюдение требований законодательства.

Таким образом, в обязанности генерального директора ООО «ПТК» ФИО1 не входило выполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Одинцовского городского округа от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах состоявшееся в отношении ФИО1 постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 - 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Звенигородского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО1, отменить, жалобу – удовлетворить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья подпись М.А. Трофимчук