ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2206/19 от 10.01.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12-29/2020

УИД 35RS0010-01-2019-015019-51

РЕШЕНИЕ

город Вологда 21 января 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Зайцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора УФПС Вологодской области ФИО6 на постановление старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя-начальника отдела ФИО7 от 05 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя-начальника отдела ФИО7 от 05 ноября 2019 года ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО6 обратилась в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, за данное направление деятельности как специальное должностное лицо филиала отвечает ФИО1, в обязанности которого входит организация мероприятий по соблюдению и контролю требований ПОДФТ, в частности подбор кандидатур на должности СДЛ в подразделениях филиала и подготовка соответствующей документации. Выдача денежных переводов, и внесение в бланки переводов соответствующей информации о клиентах осуществляется по месту совершения операции оператором почтовой связи и влиять на порядок приема и оформления перевода ФИО6 не имеет физической возможности.

В судебное заседание ФИО6 не явилась, ее защитник Пушников А.О., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.

Представители Управления Роскомнадзора по Вологодской области по доверенности ФИО8 и ФИО9 с доводами жалобы не согласились, полагали вынесенное постановление законным и обоснованным. Суду пояснили, что в ходе проверки были затребованы в УФПС Вологодской области сведения о должностных лицах, допустивших нарушение, в том числе в Череповецком ОПС. В ответе на запрос информация в отношении Череповецкого ОПС отсутствовала, в связи с чем к административной ответственности за выявленное в Череповецком ОПС нарушение была привлечена ФИО6, как руководитель предприятия.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Вологодской области в отношении УФСП Вологодской области – филиал ФГУП «Почта России» в период с 24 июня 2019 года по 18 июля 2019 года, обнаружены факты нарушения Филиалом требований законодательства о ПОДФТ/ФРОМУ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля:

1) Приказом Филиала не определены работники, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к специальным должностным лицам, которые будут исполнять обязанности специального должностного лица на период его временной нетрудоспособности, отпуска, служебной командировки в ОСП Вологодский почтамт, ОСП Кирилловский почтамт, ОСП Сокольский почтамт.

2) До приема на обслуживание не осуществлены мероприятия идентификации клиента – физического лица, а именно не установлены следующие сведения: о принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ, или должности в Центральном банке РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ, что подтверждается отсутствием на бланках почтовых переводов денежных средств соответствующей отметки клиента либо его подписи:

- почтовый перевод денежных средств на сумму 367 303 рубля 34 копейки принят от ФИО2 19 января 2019 года в ОСП Череповец – отсутствие в бланке перевода отметки клиента о том, что он не является должностным публичным лицом.

Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении директора УФСП Вологодской области ФИО6, действующей на основании приказа генерального директора ФГУП «Почта России» о назначении на должность от 17 ноября 2014 года «По личному составу», приказа заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» от 17 февраля 2015 года «О продлении срока трудового договора», дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 15.27 КоАП РФ и вынесения 05 ноября 2019 года оспариваемого постановления о привлечении ФИО6 к административной ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» меры, направленные на противодействие легализации незаконных доходов, включают в себя обязательные процедуры внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Пункт 3.2 Правил внутреннего контроля, утвержденных Приказом Генерального директора ФГУП «Почта России» от 27.06.2019 , в целях ПОД/ФТ, обязывает определить приказом филиала работника, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к специальным должностным лицам (СДЛ), который будет исполнять обязанности СДЛ на период его временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки.

Как установлено в ходе проверки требования п. 3.2 Правил внутреннего контроля Управлением не выполнены, на момент проверки 18 июля 2019 года специальными должностными лицами были назначены: в ОСП Вологодский почтамт начальник почтамта ФИО3, в ОСП Кирилловский почтамт - начальник почтамта ФИО4, в ОСП Сокольский почтамт - заместитель начальника почтамта ФИО5, при этом работники, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к СДЛ, которые будут исполнять обязанности специального должностного лица на период его временной нетрудоспособности, отпуска, служебной командировки в ОСП Вологодский почтамт, ОСП Кирилловский почтамт, ОСП Сокольский почтамт приказом филиала определены не были.

Вопреки позиции защитника нарушение Правил внутреннего контроля свидетельствует о неисполнении предприятием законодательства в части организации внутреннего контроля.

Помимо указанного директору УФПС ФИО6 оспариваемым постановоением вменено еще одно нарушение, которое выразилось в том, что до приема на обслуживание не осуществлены мероприятия идентификации клиента – физического лица, а именно не установлены следующие сведения: о принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ, или должности в Центральном банке РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ, что подтверждается отсутствием на бланках почтовых переводов денежных средств соответствующей отметки клиента либо его подписи. Так 19 января 2019 года в ОПС Череповец 162612 принят почтовый перевод денежных средств на сумму 367303,34 рублей принят от клиента ФИО2, при этом в бланке перевода отсутствует отметка клиента о том, что он не является должностным публичным лицом.

Однако с выводом должностного лица о виновности в совершении данного правонарушения руководителя УФПС ФИО6 согласиться нельзя.

Как указывалось выше, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма наряду с другими мерами обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ст. 3 указанного закона, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Правилами внутреннего контроля, утвержденными приказом Приказом Генерального директора ФГУП «Почта России» от 27.06.2019 , определено, что что в целях организации и осуществления внутреннего контроля на Предприятий, в его филиалах, почтамтах и укд назначаются специальные должностные лица, ответственные за реализацию Правил: в филиале – работник аппарата управления филиала, соответствующий требованиям законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, предъявляемым к СДЛ, назначаемый приказом Предприятия.

Таким образом, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ предусмотрены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля.

Как следует из материалов дела директором Управления ФПС Вологодской области ФИО6 требования федерального закона в данной части соблюдены, приказом назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля как в целом по филиалу, так и в почтамтах. Данная информация содержалась в ответе от 03.10.2019 № Ф35-11/49 на определение об истребовании сведений от 01.08.2019 г. Директор УФПС Вологодской области ФИО6 статуса специального должностного лица не имеет, в связи с чем при наличии в организации специальных должностных лиц на нее не может быть возложена ответственность за нарушение, которое выразилось в неосуществлении мероприятий по идентификации клиента при совершении указанной выше операции с денежными средствами 19 января 2019 года в ОПС Череповец.

При таких обстоятельствах, из постановления от 5 ноября 2019 года о привлечении ФИО6 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ подлежит исключению вывод о нарушении ею требований законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившегося в неосуществлении мероприятий идентификации клиента – физического лица.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что допущенное ФИО6 нарушение п. 3.2 Правил внутреннего контроля не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, совершено впервые, суд находит возможным изменить назначенное ФИО6 наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя-начальника отдела ФИО7 от 05 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора УФПС Вологодской области АО «Почта России» ФИО6 изменить, исключить из мотивировочной части постановления вывод о нарушении ФИО6 требований законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившегося в неосуществлении мероприятий идентификации клиента – физического лица. Назначенное ФИО6 наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей заменить на предупреждение.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня получения.

Судья М.В. Зайцева.