66RS0004-01-2021-012021-84 Дело № 12-81/2022
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург 27 января 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Тюкова М.С., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, представителя по доверенности от Уральского ГУ Банка России ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ООО «Ломбард «Феникс» директора ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением первого заместителя начальника Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 от 13 октября 2021 № ТУ-65-ДЛ-21-5328/3120-1 должностное лицо ООО «Ломбард «Феникс» директор ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Согласно постановления, директор ООО «Ломбард «Феникс» ФИО3 не выполнила требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а именно в утверждении 25 марта 2021г. Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ООО «Ломбард «Феникс», не соответствующих требованиям пункта 4.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных организаций в целях противодействуя легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма», пункта 3 Указания Банка России от 22.02.2019 № 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и не кредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Не согласившись с постановлением, должностное лицо ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит доводы о строгом соблюдении требований и исполнения пункта 4.4 Положения Банка России № 445-П, указывая на учет риска клиента посредством фиксирования присвоенного уровня риска в Анкете клиента и проведении мониторинга на постоянной основе. Во исполнение пункта 3 Указания Банка России № 5075-У, в Правилах внутреннего контроля подробно описан порядок доведения информации, в случае выявлении клиента при проведении квартальной проверки ответственным сотрудником в отношении имущества или денежных средств которого должны применяться меры по замораживанию, до сведения сотрудников, уполномоченных принять меры по блокировке.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы жалобы поддержала, настаивая на удовлетворении.
Представитель должностного лица, возражала относительно доводов жалобы, указав на выявленные нарушения и справедливость назначенного наказания за впервые совершенное правонарушение в виде предупреждения.
Рассмотрев жалобу и исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). В перечень входят некредитные финансовые организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложено выполнение публичных функций первичного контроля за совершаемыми физическими и юридическими лицами операциями (до приема на обслуживание идентифицировать клиента; принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов; обновлять информацию о клиентах не реже одного раза в год; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по указанным в законе подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами) и о случаях нарушений они обязаны сообщить в уполномоченный орган.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Абзацем 5 пункта 4.4 Положения Банка России № 445-П установлена обязанность некредитной финансовой организации (далее - НФО) по включению в Правила внутреннего контроля порядка учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Абзацем 6 пункта 4.4 Положения Банка России № 445-П установлена обязанность некредитной финансовой организации по включению в Правила внутреннего контроля положения о периодичности проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента.
Пунктом 3 Указания Банка России № 5075-У установлена обязанность НФО по включению в Правила внутреннего контроля порядка доведения до лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информации о выявленных в ходе проведения проверки клиентах, в отношении денежных средств или иного имущества которых не были применены меры по их замораживанию (блокированию), подлежавшие применению в соответствии со статьей 7.5 Закона № 115-ФЗ.
24 июня 2021 года Уральским ГУ Банка России в ООО «Ломбард «Феникс» в целях осуществления контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения направлен запрос о предоставлении информации по ПОД/ФТ, документов, действующих на дату исполнения запроса.
По результатам контроля, выявлены нарушения, 28 сентября 2021 уполномоченным должностным лицом Уральского ГУ Банка России составлен протокол № ТУ-65-ДЛ-21-5328/1020-2 об административном правонарушении в отношении директора ООО «Ломбард «Феникс» ФИО3 по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В ходе проверки полученных сведений, согласно протокола, установлено несоответствие Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ООО «Ломбард «Феникс», утвержденных 25 марта 2021 директором ФИО3, требованиям действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ), а именно:
- пункту 4.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: в программе управления риском и других положениях Правил внутреннего контроля отсутствует порядок учета результатов оценки степени (уровня) риска клиента; отсутствует периодичность проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента;
- пункту 3 Указания Банка России от 22.02.2019 № 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения»: в Правилах внутреннего контроля отсутствует порядок доведения до лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информации о выявленных в ходе проведения проверки клиентах, в отношении денежных средств или иного имущества которых не были применены меры по их замораживанию (блокированию), подлежавшие применению в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
13 октября 2021г. директора ООО «Ломбард «Феникс» ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КОАП РФ, постановлением № ТУ-65-ЮЛ-21-5328/3120-1 назначено административное наказание в виде предупреждения.
Правила внутреннего контроля для ломбардов разрабатываются с учетом требований, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Требования к правилам внутреннего контроля ломбардов установлены Положением Банка России № 445-П, Указанием Банка России № 5075-У.
Должностным лицом верно установлено, что руководитель ООО «Ломбард «Феникс» обязан осуществлять свои действия в полном соответствии с действующим законодательством, в том числе Положением Банка России № 445-П, Указанием Банка России № 5075-У и исполнять обязанность по утверждению Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, соответствующих требованиям действующего законодательства.
ФИО3, являясь директором ООО «Ломбард «Феникс» допустила нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правонарушение совершено 25 марта 2021 года и выявлено в рамках проведения Банком России мероприятий дистанционного характера в соответствии со статьей 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года N ТУ-65-ДЛ-21-5328/1020-2, приказом директора ФИО3 о разработке и утверждении новой редакции правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ; Правилами внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденными директором ФИО3 25 марта 2021 года, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями приведенных норм права, должностное лицо пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В жалобе ФИО3 приводит доводы, направленные на переоценку требований предъявляемых Положением Банка России № 445-П, Указанием Банка России № 5075-У.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Наказание назначено в соответствии с установленными обстоятельствами, привлечения к ответственности впервые, справедливо, в виде предупреждения.
Довод о возможном исключении в будущем ООО «Ломбард «Феникс» из реестра Ломбардов к предмету рассмотрения жалобы не относится.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление первого заместителя начальника Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 от 13 октября 2021 года в отношении директора ООО «Ломбард «Феникс» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Копию решения направить ФИО3
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии решения через Ленинский районный суд Екатеринбурга.
Судья /подпись/ Тюкова М.С.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>