ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-220/13-2019 от 10.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 12-220/13-2019 г.

№5-32/2020

46МS0055-01-2019-009976-81

Р Е Ш Е Н И Е

10 марта 2020 года город Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе защитника ООО «Пенза АгроСистема» по доверенности ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 8 судебного района Центрального округа г. Курска от 16 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Пенза АгроСистема»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 судебного района Центрального округа г. Курска от 16 января 2020 г. ООО «Пенза АгроСистема» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ и Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Пенза АгроСистема» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление изменить, снизить размер административного штрафа до 100000 руб. При этом указав, что мировым судьей не принято во внимание нормы процессуального права имющие существенное значение для дела, а именно согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ штраф равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью ст. раздела II настоящего кодекса, в случае если минимальный размере штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч руб. Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных правоотношений, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения. Законодатель, установив в ст. 4.1 КоАП РФ принцип разумности при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. Так же указала. Что Конституционный суд РРФ в постановлении от 25.02.2014 г. « 4-П отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении состава КолАП РФ, предусматривающего штраф в размере от 100000 руб. Суд при рассмотрении настоящего дела, при вынесении наказания не учел что предписание находится в процессе исполнения и ведется обработка земельных участков, при проведении проверки не установлено обстоятельств общественно опасных и отягчающих административную ответственность.

В судебное заседание защитник ООО «Пенза АгроСистема» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Выслушав объяснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав предоставленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 71 ЗК РФ предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензеснкой области ООО «Пенза АгроСистема» было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №2, согласно которого в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения ст. 13, ст. 42 №136-ФЗ от 25.10.2011 гожа 2Земельный кодекс РФ», ст. 8 Федерального закона №101-ФЗ от 16.07.1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, поскольку на земельном участке для сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования- для ведения сельскохозяйственного производства ООО «Пенза АгроСистема» не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а именно на земельном участке с кадастровым номером площадью 499943 кв.м.., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Пензенская область, Каменский район, д. Бессоновка, участок находится примерно в 1,9 км. По направлению северо-восток от ориентира находится сорная травянистая и древесно-кустарниковая растительность. Необходимо привести данный участок в состояние пригодное для его целевого использования для сельскохозяйственного производства. Ввести участок в сельхозоборот.

Предписание выдано уполномоченным лицом –Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, правомочным, в случае выявления нарушений действующего законодательства, в соответствии с нормами КоАП РФ (п. 22 ч.2 ст.28.3), составлять протоколы об административном правонарушении, выдавать предписания об устранении нарушений законодательства; предписание выдано надлежащему лицу – ООО «Пенза АгроСистема» (собственнику данных земельных участков); ООО «Пенза АгроСистема» допускает нарушение действующего Российского законодательства, что было установлено при выдаче предписания, а именно: в период с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГг. с 09 час 00 мин до 11 час 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки на предмет исполнения предписания Управления от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) в отношении ООО «Пенза АгроСистема» установлено невыполнение предписания Управления от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 499943 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Пензенская область, Каменский район, д. Бессоновка. Участок находится примерно в 1,9 км. По направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, зарос сорной травянистой растительностью (пырей, крапива) и древесно-кустарниковой растительностью (клен, яблоня дикая и т.п.) высотой от 0,5 до 3 м. Зарастание по всей площади участка. Координаты участка . Признаков каких либо агротехнических мероприятий, сенокошения, выпаса скота на данном участке на момент осмотра не выявлено. Земельный участок не введен в сельскохозяйственный севооборот и не используется для сельскохозяйственного производства. 12.09.2019г. постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска ФИО2 дело ООО «Пенза АгроСистема» привлекалось к административной ответственности по ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки органом государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №3 от 16.12.2019 г., об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ., выписками из ЕГРН, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фото и видеоматериалом, а также иными материалами дела.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Пенза АгроСистема» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 КоАП РФ.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО «Пенза АгроСистема» состава административного правонарушения проверялся мировым судьей и обоснованно признан несостоятельным. Оснований для переоценки собранных по делу доказательств не имеется.

Ссылки о наличии оснований для назначения Обществу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, является несостоятельным. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Санкцией ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В ходе рассмотрения дела по жалобе сведений, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного Обществом административного правонарушения или его имущественным или финансовым положением, не предоставлено.

Иных доводов, влекущих отмену постановления, жалоба не содержит.

Существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу не допущено.

Ввиду того, что правовых оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка № 8 судебного района Центрального округа г.Курска от 16 января 2020 года не имеется, то и поданная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №8 судебного района Центрального округа г. Курска от 16 января 2020 года оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Судья: