ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-220/16 от 06.09.2016 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 12-220/16

Р Е Ш Е Н И Е

6 сентября 2016 года г.Орёл

Судья Советского районного суда г.Орла Михеева Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника отдела внешнеэкономических связей акционерного общества «Протон» ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <...>, на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области № №*** от ДД.ММ.ГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела внешнеэкономических связей акционерного общества «Протон» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ должностное лицо – начальник отдела внешнеэкономических связей акционерного общества «Протон» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты>. Должностным лицом Управления при рассмотрении материала было установлено, что статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> и <данные изъяты> были представлены резидентом - АО «Протон» в уполномоченный банк - филиал ОРУ ПАО «МИнБ» ДД.ММ.ГГ, то есть с нарушением срока на <данные изъяты> день, который исчисляется с момента закрытия паспорта сделки — ДД.ММ.ГГ, когда резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров в рамках заключенного контракта. В связи с этим должностным лицом был сделан вывод о нарушении должностным лицом ФИО1 ч.4 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пп.9.1.2 п.9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке предсталвения резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и инфморации, связанных с проведением валютных операции, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», то есть было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

Должностное лицо ФИО1 не согласилась с постановлением, ею подана жалоба на постановление, в обоснование которой указала, что информационные письма Центрального банка Российской Федерации, которыми установлен указанный срок, не являются нормативными правовыми актами по вопросам валютного регулирования, а в действующей Инструкции № 138-И отсутствуют обязательные требования относительно сроков представления статистической формы учета перемещения товаров резидентом в банк ПС. В связи с этим просила постановление отменить.

Защитник ФИО1 – Кацай А.А. явился в судебное заседание, подержал позицию доверителя.

Представители УФНС России по Орловской области ФИО2 явилась в судебное заседание, полагала постановление законным, по основаниям, изложенным в нём.

Представители ИФНС по г.Орлу ФИО3 и ФИО4 явились в судебено заседание, поддержали позицию представителя Управления.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ должностное лицо – начальник отдела внешнеэкономических связей акционерного общества «Протон» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты>. Должностным лицом Управления при рассмотрении материала было установлено, что статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> и <данные изъяты> были представлены резидентом - АО «Протон» в уполномоченный банк - филиал ОРУ ПАО «МИнБ» ДД.ММ.ГГ, то есть с нарушением срока на <данные изъяты> день, который исчисляется с момента закрытия паспорта сделки — ДД.ММ.ГГ, когда резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров в рамках заключенного контракта. В связи с этим должностным лицом был сделан вывод о нарушении должностным лицом ФИО1 ч.4 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пп.9.1.2 п.9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операции, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», то есть было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

В связи с упразднением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области на основании Указа Президента Российской Федерации № 41 от 02.02.2016 функции органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе. Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях передано Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГ между ОАО «Протон», Россия (поставщик) - резидент и УП «РОЛАН», <...> (покупатель) - нерезидент был заключен договор поставки №*** (л.д. 11-12). В уполномоченном банке филиале ОРУ ПАО «МИнБ» по данному договору ДД.ММ.ГГ был оформлен паспорт сделки №*** (л.д. 29). АО «Протон» на основании товарной накладной от ДД.ММ.ГГ№*** была осуществлена поставка товара <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> на основании товарной накладной от ДД.ММ.ГГ№*** - <данные изъяты> поставка товара на сумму <данные изъяты> (л.д. 30, 31). Статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> и на сумму <данные изъяты> представлены АО «Протон» в уполномоченный банк ДД.ММ.ГГ за отчетные периоды - <данные изъяты> (л.д. 102, 103).

Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.

В силу пункта 9.1 Инструкции № 138-И (в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 № 3016-У) пи исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы):

в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 года N 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 889; N 22, ст. 3183) (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), которую резидент представляет в банк ПС в порядке, установленном в абзаце третьем настоящего подпункта (о.9.1.2 Инструкции № 138-П).

Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах. Если статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно со справкой о подтверждающих документах и другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором настоящего подпункта, резидент заполняет справку о подтверждающих документах на основании других подтверждающих документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего подпункта.

Согласно п. 9.2 Инструкции № 138-П (в ед.Указания Банка России от 06.11.2014 года № 3438-У) справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в сроки, предусмотренные данным пунктом.

Действительно, Инструкцией № 138-И в действующей редакции не установлен предельный срок, в течение которого резидент должен представить в банк ПС статистическую форму учёта перемещения товаров.

Однако информационным письмом Банка России от 231.01.2014 года № 43 «Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» разъяснено, что исходя из абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1.Инструкции № 138-И представление резидентом в банк ПС статистической формы учёта перемещения товаров является обязательным.

Таким образом, на момент закрытия паспорта сделки резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учёта перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках контракта.

В случае, если статистические формы учёта перемещения товаров не были представлены резидентов на момент закрытия в банк ПС либо представлены не все статистические формы учёта перемещения товаров, то банк ПС сообщает о нарушении абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И в порядке, установленном Положениями Банка России от 20.07.2007 года № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции. Актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования».

В связи с этим выводы должностного лица Управления о нарушении должностным лицом ФИО1 установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, и, соответственно, о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ является верным.

Позиция заявителя основана на неверном толковании норма закона и подзаконных нормативных актов в области валютного регулирования, отмену обжалуемого постановления повлечь не может.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела внешнеэкономических связей акционерного общества «Протон» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 юридического лица – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.А. Михеева