РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Енин А.Л., рассмотрев жалобу Тарановского С.Д. на постановлениеНижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №-АК от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Тарановского С.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовство, административный орган) № от ДД.ММ.ГГГГдолжностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», ответственное за соблюдение природоохранного законодательства РФ, - начальник службы эксплуатации Ростовской ТЭЦ -2 Тарановский С.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 8 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Тарановский С.Д. обратился в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону с жалобой, в которой просит отменить постановление №-АК от ДД.ММ.ГГГГ г.о привлечении должностного лица к административной ответственности, мотивируя тем, что во вмененном деянии отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках этой же проверки за аналогичное деяние Общество и должностное лицо были привлечены к ответственности по статье8.33Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также признать нарушение малозначительным с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий.
В судебное заседание Тарановский С.Д., представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» ФИО2 по доверенности, государственный инспектор Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР ФИО4 Заявители доводы жалобы поддержали в полном объеме. Тарановский С.Д. и представитель Общества ходатайствовали о приобщении в материалы дела Заключения Азово-Черноморского территориального управления о согласовании планируемой деятельности в рамках проекта «Программа производства работ по эксплуатации (текущей хозяйственной деятельности) Центральной котельной <адрес> ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», расположенной по <адрес>, включая эксплуатацию водозабора, на период 2019-2028 гг.».
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» проведена плановая выездная проверка, о чем составлен акт проверки №/ПП/2019 г.
По результатам проведенной проверки административным органом вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ:
№-АК о привлечении должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Тарановского С.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 8.42 КоАП РФ за необорудование производственной площадки Центральной котельной системой сбора и отведения ливневых сточных вод в водоохраной зоне <адрес>, по адресу: <адрес>, что приводит к сбросу ливневых сточных вод на земельный участок;
№-АК о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 8.42 КоАП РФ за не оборудование производственной площадки Центральной котельной в границах водоохраной зоны <адрес> системой сбора и отведения ливневых сточных вод по адресу: <адрес>, что приводит к сбросу ливневых сточных вод на земельный участок;
№-АК о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ за необорудование производственной площадки Береговой насосной станции в границах водоохранной зоны <адрес> системой сбора и отведения ливневых сточных вод по адресу: <адрес> а, что приводит к сбросу ливневых сточных вод в рук. Мертвый Донец;
№-АК о привлечении должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Тарановского С.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 8.33 КоАП РФ за необорудование производственной площадки Береговой насосной станции в границах водоохраной зоны <адрес> системой сбора и отведения ливневых сточных вод по адресу: <адрес><адрес> что приводит к сбросу ливневых сточных водв рук. Мертвый Донец.
В силу части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа.
Согласно п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается, в том числе, сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускается эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из представленных документов, следует, что на Центральной котельной расположенной по адресу: <адрес> в рамках реализации проекта: «Расширение Центральной котельной» в 2016 г. смонтирована ливневая канализация.
Согласно проектов: 003-000-НВК-1.01/05.16 ООО «Волгаэнергопроект» и 01/12-2016-ИОС3 ОАО «МПУ Энерготехмонтаж» была выполнена сеть ливневой канализации с устройством очистных сооружений.
Проектная документация по проекту: «Расширение Центральной котельной» в 2016 была согласована Азово-Черноморским территориальным управлением.
Данные проекты были реализованы, система ливневой канализации смонтирована, что подтверждается актом выполненных работ по договору подряда.
В материалы дела также представлено решение от ДД.ММ.ГГГГ Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании текущей хозяйственной деятельности Центральной котельной ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» на период 2019-2028, о чем выдано Заключение №.
В данном заключении при описании системы водоотведения Центральной котельной уполномоченный орган указывает, что поверхностный сток образуется при выпадении атмосферных осадков, при поливах газонов и дорог на территории котельной. Основными загрязняющими веществами являются взвешенные вещества и нефтепродукты.
Ливневые очистные сооружения производительностью 25 л/с представляют емкость 10000x2000 мм с двумя техническими колодцами обслуживания (комбинированный песко-нефтеуловитель с сорбционным фильтром Стандарт Oil-25). Грязные сточные воды поступают в приемный отсек очистных сооружений, где происходит частичное снижение ее скорости. Затем в рабочей части уловителя, по мере движения воды, скорость течения снижается до такой степени, что взвешенные вещества, находящиеся в воде, начинают осаждаться на дно отделителя. Частично освобожденная от взвешенных веществ вода проходит дополнительную очистку на тонкослойных фильтрующих блоках, сконструированных по принципу противоточного удаления «тяжелых» примесей. Далее осветленная вода проходит через тонкослойные (коалесцентные) фильтрующие модули, сконструированные по принципу проточного удаления «легких примесей». Здесь происходит выделение остаточной взвеси, коалесценция нефтепродуктов (эмульгированные нефтепродукты всплывают на поверхность воды в виде нефтяной пленки).
Далее сточные воды проходят доочистку на сорбционном блоке, сточные воды фильтруются через расчетный слой сорбционного материала (активированный уголь, шунгит), за счет чего происходит удаление высоко-эмульгированных нефтепродуктов и легкой взвеси.
После очистки сточные воды отправляются на сброс в городской коллектор DN1500мм, проходящий по <адрес>.
В процессе очистки сточных вод в установке скапливается осадок, наибольшее количество образуется в приемной камере, а так же в камере тонкослойного фильтра. Удаление осадка и нефтешлама производится спецавтотранспортом через соответствующие патрубки» (стр. 6-7 Заключения).
Таким образом, из содержания Заключения органа Росрыболовство о согласовании деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» следует, что территория Центральной котельной оборудована системой сбора и отведения поверхностных сточных вод, которая включает в себя не только сооружения для сбора и отвода поверхностных вод, но и сооружения для их очистки.
В Заключении уполномоченным органом отмечено, что территория Центральной котельной расположена в прибрежной зоне <адрес>, у основания склона высокого правового берега, в границах улиц <адрес> На рассматриваемом участке отсутствуют постоянные и временные водотоки, способные оказывать негативное воздействие на береговой склон» (стр. 2 Заключения).
Государственный инспектор Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР ФИО4 с доводами должностного лица и представителя Общества не согласился, пояснил, что при проведении проверки ливневая канализация отсутствовала.
В судебном заседании сторонам предложено осуществить совместный осмотр системы сбора и отведения ливневых сточных вод, расположенной на территории Центральной котельной по адресу: <адрес> котельной.
На составление акта осмотра представители Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР не явились, акт составлен комиссией с участием Тарановского С.Д., представителя проектной организации ООО «Проект Инновации» и двух понятых.
Согласно актуосмотра системы сбора и отведения ливневых сточных вод, расположенной на территории Центральной котельной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия,в ходе осмотра территории Центральной котельной по адресу: <адрес>, установила наличие закрытой системы централизованного сбора и отведения сточных вод с твердых покрытий территории и кровель зданий и сооружений. В ходе осмотра проводилась фотосъемка аппаратом honor №(модель №).
Государственный инспектор Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР ФИО4 заявил возражения относительно составленного акта осмотра в части несоответствия изображений расположения элементов ливневой канализации на фотоматериалах схеме производственной площадки Центральной котельной. Данный довод судом оценивается критически, поскольку объективная сторона административного правонарушения, изложенная в имеющихся материалах дела, не соответствует объективной стороне административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по статье 8.42 КоАП РФ.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность,
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, является одной из важнейших юридических гарантий (ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пп. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу пп. 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ объективная сторона правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела, в любом случае должны быть полно и четко описаны в процессуальных документах, составляемых (издаваемых) административным органом при производстве по административному делу.
Между тем, в оспариваемом постановлении такой элемент состава административного правонарушения, как его объективная сторона, не установлен, представленными документами подтверждается наличие у Общества на территории производственной площадки системы сбора и отведения ливневых сточных вод.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границахводоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Из части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель;2) размещение отвалов размываемых грунтов;3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).
Факты использования Обществом водоохранных зон водных объектов с нарушением перечисленных выше ограничений деятельности не установлены. Нарушения перечисленных выше ограничений деятельности не установлены ни в акте проверки, ни в протоколе №от ДД.ММ.ГГГГ, ни в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.
Кроме того, должностным лицом и представителем Общества представлены в материалы дела копии протоколов и постановлений о привлечении должностного лица Тарановского С.Д. и ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» за аналогичное нарушение в рамках данной проверки к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административный орган в своих возражениях не привел достаточных оснований и доказательств, обуславливающих разную квалификацию деяний ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» в рамках одной проводимой проверки.
Таким образом, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, ввиду отсутствия объективной стороны административного правонарушения.
С учетом изложенных обстоятельств, обжалуемое постановление административного органа подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение по основаниям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела административному органу необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №-АК от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении должностного лица Тарановского С.Д. - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении должностного лица Тарановского С.Д. возвратить на новое рассмотрение в Нижнедонской отдел государственного контроля, надзора и охраны ВБР Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Судья: А.Л.Енин