ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-220/2015 от 18.12.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

судья Суханова Л.А. дело № 12-220/2015

РЕШЕНИЕ

18 декабря 2015 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 ноября 2015 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО2 просит постановление судьи изменить, исключив из него указание на назначение административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб, заслушав объяснения ФИО2, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 названного закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 16 ноября 2015 года в ходе проверочных мероприятий сотрудниками полиции у дома по (адрес) был выявлен гражданин *** ФИО2, въехавший на территорию Российской Федерации 20 июля 2014 года, не был поставлен на миграционный учет по месту проживания, разрешение на работу или патент не получал.

Ранее ФИО2 находился на территории Российской Федерации в период с 22 апреля 2014 года по 20 июля 2014 года.

Таким образом, гражданин *** ФИО2 пребывал на территории Российской Федерации свыше 90 суток, не имея на то оснований, чем существенно нарушил требования ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

17 ноября 2015 года в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судьей городского суда ФИО2 вину в совершении административного правонарушения признал, пояснив, что на территории Российской Федерации проживает незаконно, не выехал из Российской Федерации в установленный законом срок в связи с трудным материальным положением.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией национального паспорта ФИО2 и его признательными объяснениями, досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ ФМС России, рапортом сотрудника полиции, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что ФИО2 проживал на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации, оснований судить о законности нахождения ФИО2 на территории Российской Федерации не имеется, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

В жалобе ФИО2, не оспаривая обстоятельства совершения административного правонарушения и квалификацию действий по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, указывает на то, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезвычайно суровым, поскольку на территории Российской Федерации он проживает с гражданкой Российской Федерации ФИО3, с который проведен обряд заключения религиозного брака «НИКАХ», и двумя их общими малолетними детьми, все они находятся на его иждивении. В настоящее время имеет намерение зарегистрировать брак с гражданской супругой и принять гражданство Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную её (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Как усматривается из материалов дела, при назначении 17 ноября 2015 года ФИО2 административного наказания судьёй Новотроицкого городского суда Оренбургской области требования ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года, г. Рим) и ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены - были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.

Судьей принято во внимание, что ФИО2 значительный период времени проживает на территории Российской Федерации незаконно, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не принял.

Кроме того, ФИО2, чье семейное положение должно, как он считает, исключать назначение наказания в виде административного выдворение за пределы Российской Федерации, не отрицает, что находился в России нелегально.

Сведений о наличии у ФИО2 супруги и детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не представил.

При этом как следует из материалов дела, государственная регистрация брака между ФИО2 и гражданкой Российской Федерации ФИО1 не производилась. Согласно копии свидетельства о заключении брака, ФИО2 заключил религиозный брак «НИКАХ» с ФИО1 (свидетельство о заключении брака «НИКАХ» от 07 января 2014 года), однако брак, совершенный по религиозным обрядам, не порождает прав и обязанностей супругов, не порождает каких-либо юридических последствий.

Кроме того, отцовство ФИО2 в отношении несовершеннолетних детей не установлено. Объективных данных, свидетельствующих о том, что ФИО2 является отцом несовершеннолетних детей ФИО3, материалы дела не содержат. Из копий свидетельств о рождении детей следует, что графа «отец» не заполнена, в графе поставлен прочерк.

Следовательно, назначение ФИО2 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.

Постановление о назначении ФИО2 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Оренбургского

областного суда Каширская Е.Н.