24RS0002-01-2022-000691-35
Дело №12-220/2022
РЕШЕНИЕ
<...> 18 апреля 2022 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Алексеевой О.В., защитника ООО «Технология Безопасности Ачинск» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя - директора ООО «Технология Безопасности Ачинск» ФИО2 на постановление государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде № 24/4-1462-21-ППР/12-979-И/477 от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Технологии Безопасности – Ачинск»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 26 января 2022 года № 24/4-1462-21-ППР/12-979-И/477 юридическое лицо - ООО «Технология Безопасности – Ачинск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, за то, что в ходе проверки Ачинской городской прокуратуры соблюдения трудового законодательства ООО «Технологии Безопасности – Ачинск», расположенного по адресу: выявлены нарушения законодательства об оплате труда, а именно: выплата отпускных работникам КВВ, ФРВ, КДВ осуществлена в нарушение установленных ст. 136 ТК РФ сроков, а именно:
- приказом от 30.07.2021 № 07-К КВВ предоставлен отпуск с 01.08.2021, оплата отпускных осуществлена 30.07.2021, что подтверждается ведомостью № 16;
- приказом от 31.03.2021 № 05-К ФРВ предоставлен отпуск с 01.04.2021, оплата отпускных произведена 02.04.2021, что подтверждается ведомостью № 8;
- приказом от 30.09.2021 № 08-К КДВ предоставлен отпуск с 01.10.2021, оплата отпускных произведена 01.10.2021, что подтверждается платежной ведомостью № 22.
Кроме того, работникам КДВ, КВВ, ФРВ в январе 2021 года при отработанной норме рабочего времени согласно табелям его учета, заработная плата за январь 2021 года начислена и выплачена в размере 20 000 рублей, что менее МРОТ (МРОТ с 01.01.2021 установлен в размере 20 467,20 руб.).
Законный представитель юридического лица ООО «Технологии Безопасности - Ачинск» директор ФИО2, не согласившись с указанным постановлением, обжаловал его в Ачинский городской суд, мотивируя жалобу тем, что ООО «Технологии Безопасности – Ачинск» является «микропредприятием», ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, совершенное им административное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства либо других негативных последствий, в связи с чем, полагает, что в отношении юридического лица возможно заменить назначенное наказание предупреждением.
Законный представитель ООО «Технологии Безопасности - Ачинск» директор ФИО2, уведомленный судом надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направил в суд защитника.
Защитник ООО «Технологии Безопасности - Ачинск» КДВ в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Помощник Ачинского городского прокурора Алексеева О.В. в судебном заседании полагала, что государственный инспектор труда в своем постановлении пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Технологии Безопасности - Ачинск» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, решение по вопросу о назначенном последнему наказании оставила на усмотрение суда.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Согласно статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Статьей 146 ТК РФ предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Ст. 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", минимальный размер оплаты труда с 01.01.2021 составлял 12 792 рубля в месяц.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2021 размер заработной платы должен был составлять в месяц не менее 20 467,20 руб.
Судьей установлено, что в ходе проверки Ачинской городской прокуратуры соблюдения трудового законодательства ООО «Технологии Безопасности – Ачинск», расположенного по адресу: , выявлены нарушения законодательства об оплате труда, а именно: выплата отпускных работникам КВВ, ФРВ, КДВ осуществлена в нарушение установленных ст. 136 ТК РФ сроков:
- приказом от 30.07.2021 № 07-К КВВ предоставлен отпуск с 01.08.2021, оплата отпускных осуществлена 30.07.2021, что подтверждается ведомостью № 16;
- приказом от 31.03.2021 № 05-К ФРВ предоставлен отпуск с 01.04.2021, оплата отпускных произведена 02.04.2021, что подтверждается ведомостью № 8;
- приказом от 30.09.2021 № 08-К КДВ предоставлен отпуск с 01.10.2021, оплата отпускных произведена 01.10.2021, что подтверждается платежной ведомостью № 22.
Кроме того, работникам КДВ, КВВ, ФРВ в январе 2021 года при отработанной норме рабочего времени согласно табелям его учета, заработная плата за январь 2021 года начислена и выплачена в размере 20 000 рублей, что менее установленного МРОТ (МРОТ с 01.01.2021 установлен в размере 20 467,20 руб.).
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2021 года; приказом № 01-К от 11.01.2021 об утверждении штатного расписания; штатным расписанием; расчетными ведомостями; табелями учета рабочего времени; платежными ведомостями; приказом об утверждении графика отпусков от 20.12.2020 № 45; графиком отпусков; приказами о предоставлении очередного отпуска работникам; заявлениями о предоставлении отпусков; заявлениями о принятии работников на работу; приказами о приеме на работу; свидетельством о государственной регистрации юридического лица; протоколом общего собрания учредителей Общества; Уставом ООО «Технологии Безопасности - Ачинск»; выпиской из ЕГРЮЛ.
Вышеприведенные обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, участниками процесса не опровергнуты.
Имеющие значение по делу обстоятельства установлены в полном объеме, действиям юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дана надлежащая оценка, и они правильно квалифицированы по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Оснований для признания действий юридического лица ООО «Технологии Безопасности – Ачинск» малозначительными в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Вместе с тем, по мнению судьи, мера наказания за совершенное правонарушение определена не в соответствии с требованиями закона. Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. При назначении наказания должностным лицом было установлено отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. При этом вопрос о назначении наказания в виде предупреждения, должностным лицом юрисдикционного органа не обсуждался, хотя, по смыслу закона, более строгое наказание может быть назначено лишь в том случае, если назначение менее строго наказания не позволит достигнуть целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Как следует из представленных копий платежных ведомостей от 24.11.2021 работникам ООО «Технологии Безопасности - Ачинск» КВВ, ФРВ, КДВ произведена выплата недоначисленной за январь 2021 года заработной платы, а также компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, что в силу ст. 4.2 КоАП РФ следует учесть в качестве смягчающего обстоятельства.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление от 26.01.2022 года подлежит изменению путем снижения назначенного наказания до предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде № 24/4-1462-21-ППР/12-979-И/477 от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Технологии Безопасности – Ачинск» - изменить, учесть в качестве смягчающего наказание обстоятельства добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба, снизить назначенное наказание до предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья С.Г. Насонов