ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-220/20229И от 09.06.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Мельникова Т.Л.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 12-220/2022 9 июня 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1», по жалобе заместителя начальника отдела Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2022 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1» в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

22.11.2021 заместителем начальника Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 в отношении ООО «Советский завод строительных материалов 1» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, согласно которому по результатам анализа, имеющихся в наличии у Управления сведений (сведения из реестра ОПО, сведения из реестра лицензий), 18.10.2021 выявлен факт эксплуатации ООО «Советский ЗСМ 1» опасного производственного объекта «Сеть газопотребления производственной базы» per. № А58-80261-0001, III класс опасности, расположенный по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский район, г. Советский, Восточная промзона, промбаза ОАО «Советское СМУ», дата регистрации ОПО 25.03.2008, с нарушением обязательных требований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно: ООО «Советский завод строительных материалов 1» не имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, по указанным местам осуществления деятельности.

Постановлением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1» в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе на указанное постановление суда заместитель начальника отдела Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 просит постановление суда отменить, а дело возвратить на новое судебное рассмотрение, мотивируя жалобу тем, что выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, основаны на неверном толковании норм права, так как состав, предусмотренный ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в полном объеме подтверждается материалами дела; эксплуатация опасного производственного объекта без лицензии образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ; факт эксплуатации объекта подтвержден фактом его регистрации в реестре; в ходе производства по делу административным органом не было допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь прекращение дела.

В судебное заседание представитель юридического лица и представитель административного органа не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направили.

В соответствии с частью 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие представителя или защитника юридического лица, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрении дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Оснований для признания обязательным присутствия представителя юридического лица и представителя административного органа, не имеется.

В связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя юридического лица и представителя административного органа, в порядке ч.3 ст.25.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления суда. Постановление суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Так, выводы суда об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств состава правонарушения в действиях общества с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1», в полном объеме подтверждаются материалами дела.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции указал, что факт эксплуатации опасного объекта административным органом относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден.

Выводы суда первой инстанции о недоказанности факта эксплуатации опасного производственного объекта, являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Так, для наличия состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ необходимо фактическое осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, в отсутствие лицензии.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Обществу с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1» административным органом вменена в вину эксплуатация опасного производственного объекта в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

При этом в деле отсутствуют доказательства реальной фактической эксплуатации Обществом опасного производственного объекта до получения лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Однако, по смыслу закона, состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в действиях юридического лица, заключающийся в эксплуатации опасного производственного объекта без лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, может иметь место лишь в случае, реальной, фактической эксплуатации такого объекта. Указанный вывод следует из положений совокупности нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.

Так, в соответствии с пунктом 3 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", данные Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).

В соответствии с п. 6 Требований, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.

При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли (п. 10 Требований).

В соответствии с п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра: д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.

В соответствии с ч.4 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются: 4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Согласно п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах; в) соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются: б) эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса); т) наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях); б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации); в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.

Из указанных выше нормативных актов следует, что законодатель разделяет понятия планируемой эксплуатации опасного производственного объекта (лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять) и уже осуществляемую эксплуатацию опасного производственного объекта (лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии осуществляет).

В связи с чем, как следует из смысла вышеуказанных нормативных актов, состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ может иметь место в рассматриваемой ситуации тогда, когда юридическое лицо фактически, реально осуществляет лицензируемый вид деятельности, но при этом не имеет лицензии на данный вид деятельности.

Отсутствие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта без реального осуществления лицензируемого вида деятельности (то есть без признаков фактического обращения опасного вещества или горючей пыли) не может образовывать состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, так как в соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Так как закон позволяет получать лицензию на планируемый вид деятельности, требующий лицензирования, то действия лица, фактически не осуществляющего без лицензии опасный вид деятельности, не могут быть расценены как противоправные и не влекут ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Суду до настоящего времени административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию опасного производственного объекта и его эксплуатации, как того требуют изложенные выше нормативные акты, регулирующие рассматриваемую сферу правоотношений.

Так как по данному делу отсутствуют надлежащие доказательства того обстоятельства, что общество с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1» до получения лицензии приступило к фактическому осуществлению лицензируемого вида деятельности, то состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ не подтвержден.

При этом в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с чем, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности Общества в совершении правонарушения и суд первой инстанции обоснованно истолковал все сомнения в пользу лица привлекаемого к ответственности.

Доводы жалобы должностного лица направлены на переоценку выводов судьи, и с учетом того обстоятельства, что до настоящего времени суду не представлено надлежащих доказательств фактического осуществления лицензируемого вида деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1», не могут являться основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Постановление судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Советский завод строительных материалов 1» - оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов