ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-221/17 от 23.11.2017 Слободской районного суда (Кировская область)

Материал № 12-221/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Слободской Кировской области 23 ноября 2017 года

Судья Слободского районного суда Кировской области Старкова А.В., при секретаре Муриной М.В.,

рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № 111-62 от 05 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № 111-62 от 05 октября 2017 года ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 3000 рублей.

На указанное постановление ФИО2 подана жалоба с прошением о признании его отмене с прекращением производства по делу. Автор жалобы указал, что на находящемся в его собственности земельном участке производилась не добыча полезных ископаемых, а строительство копани. В соответствии со пп.1,3 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ он имеет право использовать для собственных нужд общеполезные ископаемые, находящиеся на участке, а также строить пруд и иные водные объекты. Разрешительные документы на строительство им были получены. До начала строительства в 2013 году в Кировском филиале ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» он выяснил, что в границах принадлежащего ему земельного участка полезных ископаемых не зарегистрировано и на государственном балансе не числится; основной горизонт, являющийся источником центрального водоснабжения на близлежащей территории – слободской карбанатно-терригенный подгоризонт с глубиной залегания кровли 33-335 м. Обязанность по получению лицензии на недропользование у него отсутствовала, доказательств о ведении работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых нет, в связи с чем в его действиях отсутствует вменяемое правонарушение.

В судебном заседании ФИО2 на доводах жалобы настаивал, дополнительно пояснил, что земельный участок был приобретен им собственность, как физическим лицом, работы по строительству копани начаты еще в 2014 году, ежегодно получал в Шиховском сельском поселении ордер на земляные работы при строительстве копани.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 в судебном заседании пояснил, что 29.09.2017 по телефонному обращению гражданина о факте самовольной добычи песка у Новомакарьевского кладбища Слободского района им был осмотрен котлован, произведены его замеры - до 4 метров глубина, площадь 12011 кв.м. Обнаружены признаки выемки общераспространенных полезных ископаемых - песка, супеси, суглинка. После этого установили собственника участка, вызвали его для дачи объяснений, в ходе которых ФИО2 подтвердил отсутствие разрешения на использование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд, которое оформляется в соответствии со ст.19 Закона о недрах и Постановлением Правительства Кировской области 17.02.2015 № 25/81, в связи с чем в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как неполучение разрешения приравнивает к неполучению лицензии. Считает, что собственник использовал изъятый грунт, поскольку он был вывезен, но куда именно и как далее использован, не устанавливал.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей принимается одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из протокола об административном правонарушении №118-62 от 05.10.2017, составленного в отношении ФИО2 по части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вынесенного по результатам его рассмотрения постановления следует, что в вину ФИО2 вменено пользование недрами без лицензии, без разрешения на использование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд, что выразилось в осуществлении земляных работ по устройству копани для целей рыбоводства на земельном участке с кадастровым номером перед д.Барамзы Слободского района, где 29.09.2017 в ходе осмотра старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 установлен котлован площадью 12011 кв. метров, глубиной 4 метра.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 20.10.2014 (л.д.30), выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.10.2017 (л.д.32) следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью в 66270 кв.м, расположенном в Шиховском с/п Слободского района Кировской области, является физическое ФИО2. Назначение данного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - рыбоводство.

Администрацией Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области ФИО2 выдано разрешение на земляные работы по устройству копани на земельном участке с кадастровым номером (12000 кв. метров) по адресу: д.Барамзы Слободского района Кировской области на срок с 08.09.2017 по 13.08.2018 (л.д.31), а также ранее, начиная с августа 2014 года выдавались ордера на проведение земляных работ по обустройству копани (л.д.15-17).

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Статьей 9 Закона о недрах установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

При этом должностное лицо – инспектор ФИО1 не учел, что даже из содержания указанных норм, а также из текста всего Закона следует, что пользование недрами может осуществляться и без цели добычи полезных ископаемых, лицензия выдается не на все виды, а на «отдельные виды работ».

В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Анализ статьи 19 Закона о недрах, Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Кировской области области, утвержденным распоряжением Минприроды России и Правительством Кировской области от 12.07.2005 №49-р/212, позволяет судить, что у ФИО2 в рассматриваемой ситуации отсутствовала обязанность в получении лицензии на недропользование.

Собственник земельного участка с кадастровым номером имеет право по своему усмотрению в его границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров.

Наряду с изложенным в целях реализации статьи 19 Федерального закона о недрах Постановлением Правительства Кировской области от 17.02.2015 № 25/81 утвержден Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Кировской области (далее - Порядок).

В частности, раздел второй Порядка предусматривает получение собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Кировской области разрешения на использование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1 Порядка строительство указанными лицами подземных сооружений для собственных нужд на глубину до пяти метров в границах данных земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Дополнительного разрешения министерства на строительство подземных сооружений не требуется.

Контроль за использованием и охраной недр при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 3.2).

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

ФИО2 последовательно оспаривал событие правонарушения, сообщая, что земляные работы ведутся с целью строительства копани (пруда по способу создания), проводятся на основании разрешения администрации Шиховского сельского поселения Слободского района.

В силу положений статьи 49 Конституции РФ, статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях обязанность по предоставлению доказательств о наличии события и состава правонарушения, инкриминируемого лицу, привлекаемому к ответственности, возлагается законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении данного лица к административной ответственности.

Довод ФИО2 о ведении строительства копани объективно подтвержден имеющимися в деле материалами, в частности, им получены все разрешительные документы в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации именно на строительство копани на земельном участке, отведенном для данных целей.

Таким образом, нахожу, что использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, собственником в данном случае не доказано, а проводимые работы не требуют получения разрешения в порядке, установленном разделом 2 Порядка.

Более того, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления должностным лицо не приняты по внимание представленные ФИО2 документы о том, что земляные работы по строительству копани ведутся с августа 2014 года, тогда как Постановление Правительства Кировской области от 17.02.2015 № 25/81, вступило в законную силу 28.02.2015, не имеет обратной силы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № 111-62 от 05 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья - Подпись А.В. Старкова