ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-221/18 от 18.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0048-01-2018-009712-55

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении (12-221/18)

г. Красноярск 18 октября 2018г.

Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Иноземцева Е.А.,

рассмотрев жалобу Бражкиной НС на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Сторожева В.Б. от 05.07.2018г., протокол зам. начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Шиверской О.С. от 20.06.2018г., решение Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Буракова Д.С. от 27.07.2018г. по делу об административном правонарушении по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении должностного лица <данные изъяты> Бражкиной НС,

УСТАНОВИЛ:

Бражкина Н.С. обратилась в суд с указанной жалобой, мотивируя свои требования тем, что постановлением от 05.07.2018г. Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю должностное лицо бухгалтер кассир <данные изъяты> Бражкина Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, к штрафу 4 000 руб. Решением Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 27.07.2018г. жалоба Бражкиной Н.С. на постановление Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю от 05.07.2018г., протокол Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю от 20.06.2018г. оставлена без удовлетворения. Считает, протокол зам. начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Шиверской О.С. от 20.06.2018г., решение Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Буракова Д.С. от 27.07.2018г. о привлечении ее к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ незаконными, просит отменить, ссылаясь на то, что проверяющий орган не проанализировал доводы Бражкиной Н.С. в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебное заседание Бражкина Н.С. не явилась, о дне, времени рассмотрения жалобы извещена своевременно и надлежащим образом в соответствии с нормами КоАП РФ.

Представители Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю, по доверенности от 16.10.2018г., Ильиных С.Ю., Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю по доверенности от 25.12.2017г. Сидоров М.С., с доводами жалобы не согласны, по основаниям изложенным в отзыве на жалобу.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав мнение участника процесса, суд приходит к выводу о законности обжалуемого протокола, постановления, решения и отсутствии оснований к их отмене или изменению.

Согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком РФ.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 ФЗ №173 от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 ФЗ №173, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно ст. 25 ФЗ №173 от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты и нерезиденты, нарушившие положение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Указанием Центрального банка РФ от 10.12.2007г. №1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», установлено, что Справка о подтверждающих документах, составление и представление которой предусмотрено Положением №258-П, является формой учета по валютным операциям.

Согласно п.п.2.1, 2.2, 2.4 Положения №258-П Справка о подтверждающих документах представляется резидентами в банк паспорта сделки, одновременно с документами, подтверждающими факт передачи товаров, в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с таможенной территории РФ товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «Выпуск разрешен»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенными органами путем подачи таможенной декларации.

Согласно п.п. 9.2, 9.2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», введенной в действие с 01.10.2012г. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным липом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней.

Как установлено в судебном заседании протоколом зам. начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Шиверской О.С. от 20.06.2018г. Бражкина Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа 4 000 руб., о чем вынесено постановление Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю от 05.07.2018г.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ Бражкина Н.С. обратилась в Управление федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с жалобой на протокол и постановление.

Решением Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Буракова Д.С. от 27.07.2018г. жалоба Бражкиной Н.С. оставлена без удовлетворения.

Вина бухгалтера-кассира <данные изъяты> Бражкиной Н.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ доказана в полном объеме, а именно протоколом об административном правонарушении от 20.06.2018г. составленном зам. начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Шиверской О.С., постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Сторожева В.Б. от 05.07.2018г.

ООО «ВЧ-ГРУПП» ИНН 5321140070 зарегистрировано в качестве юридического лица с 14.05.2010г., с 14.10.2016г. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю, основной вид деятельности- организация перевозок грузов.

26.10.2016г. между ООО «ВЧ-ГРУПП» (исполнитель) и MBR METALS OU (заказчик) заключен договор на оказание услуг.

Предметом договора является обязанность исполнителя по заявкам заказчика оказывать услуги, связанные с предоставлением под погрузку собственных, арендованных или принадлежащих на ином законном основании исполнителю грузовых вагонов, платформ, для перевозки грузов. Обязанность заказчика принять услуги и оплатить их. Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки ООО «ВЧ-ГРУПП» оказало для нерезидента услуги общую 15 601 000 руб. и обеспечило получение на свой банковский счет валюты РФ на общую 15 455 180 руб.

На 145820 руб. в банк ПС представлен подтверждающий документ, уменьшающий обязательства нерезидента перед резидентом. В раз. V «Итоговые расчетов по контракту» ведомости банковского контроля указано сальдо 0.00 руб.

Данные расчетов, указанные в ведомости банковского контроля, соответствуют выписок филиала ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Новосибирск о движении денежных средств на счетах ООО «ВЧ-ГРУПП», представленных по запросу налогового органа в рамках осуществления налогового контроля (ст. 86 НК РФ).

При анализе налоговой отчетности и документов, представленных ООО «ВЧ-ГРУПП» для обоснования применения налоговой ставки 0% в декларации по НДС за 2 квартал 2017г., установлено, что в раз. 9 декларации «Сведения из книги продаж, отражаемых за истекший налоговый период» отражены операции по взаимоотношениям с контрагентом, являющейся стороной по неторговому контракту. При анализе документов, представленных банком, а также первичных документов бухгалтерского и налогового учета резидента, имеющихся в налоговом органе, в действиях (бездействиях) ООО «ВЧ-ГРУПП» установлено нарушение требований п. 9.1, 9.2 Инструкции Банка России №138-И, выразившегося в нарушении срока представления в банк ПС Справки о подтверждающих документах и подтверждающего документа, уменьшающего обязательства нерезидента перед резидентом на 145820руб. Документ, уменьшающий обязательства нерезидента перед резидентом на 145820 руб. (акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г.) согласно п. 9.3Инструкции Банка России №138-И оформлен 31.01.2017г., что подтверждается датой составления указанного акта. Даты подписания и даты вступления в силу указанный документ не содержит. Учитывая нормы ст. 410 ГК РФ акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г. на 145820 руб. является документом, уменьшающим обязательства нерезидента перед резидентом.

Указанный документ, отраженный в ведомости банковского контроля под кодом 13.3 «Об иных способах исполнения, прекращения обязательств, изменения суммы обязательств нерезидента перед резидентом по контракту (кредитному договору)...» послужил основанием для нулевого сальдо по итоговым данным расчетов по контракту.

Срок, установленный пп.9.2.2 Инструкции Банка России №138-И, для представления справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с прил.5 к Инструкции, а также документа, уменьшающего обязательства нерезидента перед резидентом на 145820 руб. (акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г.), истек 21.02.2017г., т.е. с 22.02.2017г. должностное лицо совершает административное правонарушение ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающий документ на сумму 145820 руб., уменьшающий обязательства нерезидента перед резидентом, представлена в уполномоченный банк 01.06.2017г., что подтверждается ведомостью БК информацией уполномоченного банка (входящий от 22.02.2018г.). Тем самым срок, установленный пп.9.2.2 ч.9.2 Инструкции Банка России №138-И для представления справки о подтверждающих документах, а также документа, уменьшающего обязательства нерезидента перед резидентом на 145820 руб. (акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г.), нарушен на 65 рабочих дней.

Ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов более чем на 30 дней, предусмотрена для юридических и должностных лиц ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно ст.32, 40 ФЗ РФ №14 от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным органом общества или коллегиальным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Ст. 44 ФЗ РФ №14 от 08.02.1998г. закрепляет ответственность единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и управляющего, где они несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными ми (бездействием), а также при осуществлении ими прав и исполнении остей они должны действовать в интересах общества добросовестно и разумно и прочее.

ООО «ВЧ-ГРУПП» в письме от 27.03.2018г., работа с банком в запрашиваемом периоде была возложена на бухгалтера Бражкину Н.С., которая принята на работу в указанную организацию с 11.01.2016г., должностное лицо <данные изъяты> бухгалтер - кассир вина Бражкина Н.С. допустила нарушение срока, установленного пп.9.2.2 9.2 Инструкции Банка России №138-И для представления справки о подтверждающих документах, а также документа, уменьшающего обязательства нерезидента перед резидентом на 145820 руб. (акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г.) на 65 рабочих дней, и совершило - административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

Должностное лицо <данные изъяты> Бражкина Н.С. не согласна с протоколом об административном правонарушении, считает, что в его составлении не было необходимости, и представила возражения на Акт №6 проверки соблюдения валютного законодательства от 09.06.2018г.: временем проведения проверки в Акте указано: с 19.03.2018г. по 09.06.2018г. Основанием для составления Акта в отношении должностного лица <данные изъяты> названо нарушение должностным лицом подп. 9.2.2. ч. 9.2 инструкции банка России 138-И, в соответствии с которым справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Документом, уменьшающим обязательства нерезидента перед резидентом на 145820 руб. назван акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г.

По мнению налогового органа, датой совершения налогового правонарушения считать 22.02.2017г.- истечение 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Фактически же, по мнению налогового органа, справка о подтверждающих документах, а также документ, уменьшающий обязательства нерезидента перед резидентом на 145820 руб. представлены в уполномоченный банк 01.06.2017г. тем самым нарушен срок, предусмотренный п.п. 9.2.2. части 9.2 Инструкции Банка №138-И на 65 рабочих дней. В то же время, согласно тексту Акта №6 проверки соблюдения валютного законодательства от 09.06.2018г. одновременно суд полагает, что акт зачета взаимных требований юридических лиц от 31.01.2017г. не соответствует ч. 2 ст. 19 ФЗ №173, т.е. не соответствует закону, а потому не порождает правовые последствия, как права так и обязанности какие бы то ни было. Таким образом налоговым органом не допущено изложение одного и того же события как противоречащее.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

При наличии неточностей в постановлении, следует учитывать, могли ли они повлиять на полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств дела, повлечь нарушение прав участников дела, а так же факты устранения опечаток в порядке ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Допущенная Инспекцией опечатка в части места правонарушения в постановлении от 05.07.2018 не свидетельствует о неполном выяснении обстоятельств дела, так как обстоятельства правонарушения изложены, адрес нахождения организации, по месту которой: должна была быть исполнена обязанность и, как следствие, совершено правонарушение, указан в тексте постановления, не повлияла на квалификацию правонарушения, не повлекла нарушение прав заявителя, поскольку дело рассмотрено в соответствии с территориальной подведомственностью, в присутствии заявителя. Протокол от 20.06.2018 содержит указание на место правонарушения. Указанная опечатка устранена Инспекцией после выявления путем вынесения соответствующего определения от 09.10.2018г.

Довод о неправомерности использования одного акта проверки в рамках разных административных дел считаем неосновательным.

В Акте проверки соблюдения валютного законодательства от 09.06.2018г. инспекцией отражены и описаны оба нарушения, предложено привлечь ООО «ВЧ-Групп» к ответственности, как по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, так и по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

По смыслу ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом к поводам для возбуждения дела относится и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Право же органов валютного контроля проводить проверки соблюдения резидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а так же применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение таких актов предусмотрено в п. 1 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 23 ФЗ №173.

Доказательства нарушения прав Бражкиной Н.С. в ходе мероприятий контроля за соблюдением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не представлено.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что постановление о наложении административного штрафа, решение, протокол в отношении заявителя подлежат оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, 30.2, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Сторожева В.Б. от 05.07.2018г., протокол зам. начальника Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю Шиверской О.С. от 20.06.2018г., решение Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Буракова Д.С. от 27.07.2018г. по делу об административном правонарушении по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении должностного лица <данные изъяты> Бражкиной НС оставить без изменения, а жалобу должностного лица ООО «ВЧ-ГРУПП» Бражкиной НС без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.

Судья: Е.А. Иноземцева