Санкт-Петербург 16 марта 2020 года
Дело № 12-221/2020 (5-802/2019-146)
УИД 78MS0144-01-2019-002362-43
Мировой судья Иванов Д.В.
РЕШЕНИЕ
Судья Невского районного суда Санкт-Петербурга Лыкова Светлана Александровна,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале № 417 Невского районного суда Санкт-Петербурга по адресу: <...>,
дело об АП, возбужденное по ч.1 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
- заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <данные изъяты>.
По жалобе на постановление мирового судьи судебного участка №146 Санкт-Петербурга от 26.12.2019,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №146 Санкт-Петербурга от 26.12.2019 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах:
29.01.2019 в период с 09:00 до 18:00 по адресу: СПб, <адрес>, ФИО1 являясь должностным лицом – заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, в нарушение требований п.3 ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», издала Распоряжение от 29.01.2019 № о проведении проверки в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей без согласования с прокуратурой Ленинградской области, и не имея на то приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалами и обращениями.
На указанное постановление лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, ФИО1 в Невский районный суд Санкт-Петербурга подана жалоба, в которой заявитель просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано на то, что мировой судья неправильно применил нормы материального права исходя из следующего.
Основанием для издания распоряжения от 29.01.2019 с № послужили приказы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.08.2014 № «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.12.2018 № «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 №»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18.08.2017 № «О проведение проверок организаций торговли и общественного питания»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.12.2018 № «О проведение 2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации свинины, мяса птицы, и продуктов их переработки.
Распоряжение от 29.01.2019 вынесено в соответствии с положением об Управлении от 09.07.2012 за № с учетом предусмотренных полномочий с учетом целей и задач, отраженных в Приказах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Поскольку у Управления имелись достаточные основания для издания Распоряжения от 29.01.2019 о проведении внеплановой выездной проверки, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещалась надлежащим образом. Ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания не поступило, дело рассмотрено в отсутствии не явившегося лица.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке.
Объектом правонарушения по ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.
Объективную сторону правонарушения составляет несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся:
1) в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения; 2) в нарушении сроков проведения проверки; 3) в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры; 4) непредставлении акта о проведенной проверке;5) привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан; 6) в проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
Субъектом правонарушения являются должностные лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Как следует из материалов дела 29 января 2019 года должностным лицом заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО1 вынесено распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Орион», находящегося по адресу: ЛО, <адрес>.
Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N683 (ред. от 20.08.2015) утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.
В соответствии с данным Положением, Управление Роспотребнадзора осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (ред. от 05.04.2017) утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Распоряжения (приказы) о проведении проверки или о продлении срока проведения проверки вправе подписывать: 1) руководитель Роспотребнадзора (его заместитель); 2) руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель);
Учитывая изложенное, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО1, являясь заместителем начальника Управления, с учетом Положения об Управлении Роспотребнадзора и Административного регламента вправе выносить распоряжения от своего имени.
В распоряжении № от 29.01.2019 должностное лицо ФИО1 указала: 1) основание для проведения внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Орион» - надзор за соблюдением юридическим лицом обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей; о санитарно-эпидемиологическом регулировании; о техническом регулировании; 2) предмет проверки – соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ, а также нормативно-правовые акты, которыми должны руководствоваться в ходе проведения внеплановой выездной проверки: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.12.2018 №1103 «О реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 №592»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.08.2017 №672 «О проведении проверок организаций торговли и общественного питания»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.12.2018 №1022 «О проведении в 2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации свинины, мяса птицы и продуктов их переработки»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.08.2014 №876, №640 от 06.08.2015 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 №560, решение протокола межведомственного совещания от 01.10.2014 по вопросу организации взаимодействия в рамках обеспечения Указа Президента РФ от 06.08.2014 №560 и Постановления Правительства РФ от 31.07.2015 №774, Указ Президента РФ №320 от 24.06.2015.
В качестве доказательства вины должностного лица – заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО1 в материалах дела имеются: копия распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки от 29.01.2019, подписанное должностным лицом ФИО1; копия протокола №Ю(З) 73 об АП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Орион», составленного Врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО2; копия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного в отношении ООО «Орион» Врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО2
Представленные в материалы данного дела доказательства, которые были предметом рассмотрения мировым судьей, не подтверждают в действиях должностного лица ФИО1 состава вмененного правонарушения.
Диспозиция вмененной статьи с учетом обстоятельств правонарушения, предусматривает ответственность за несоблюдение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей лишь по основаниям, указанным в пп. "а", "б" и "г" п. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона.
Указанные в распоряжении № от 29.01.2019 должностного лица Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО1 основания для проведения внеплановой выездной проверки не подпадают под действия пп. "а", "б" и "г" п. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", т.к. основанием для проведения внеплановой проверки явились приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Ссылки на то, что по итогам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении проверенного юридического лица другим должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области составлен протокол об АП и вынесено постановление о привлечении данного юридического лица к административной ответственности не образует в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №146 Санкт-Петербурга от 24.12.2019 подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №146 Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить – отсутствие состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем самостоятельного обращения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: