Дело № 12-221/2020
УИД 76RS0014-02-2020-000517-91
Р Е Ш Е Н И Е
17 августа 2020 года г. Ярославль
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Бабикова И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев жалобу директора Государственного казенного учреждения Ярославской области «Учреждения по содержанию и эксплуатации административных зданий» (далее-ГКУ ЯО «УСЭАЗ», учреждение) ФИО1 на постановление заместителя начальника контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 от 19.06.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя начальника контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 от 19.06.2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Из постановления следует, что контрольно-ревизионной инспекцией Ярославской области проведена выездная проверка исполнения бюджетной сметы ГКУ ЯО «УСЭАЗ», о чем составлен акт от 23.03.2020 г. В ходе проверки установлено следующее. Правительством РФ доведены ГКУ ЯО «УСЭАЗ» лимиты бюджетных обязательств по расходам (с учетом изменений) на 2019 год по бюджетной классификации 92001135000080160244 с дополнительным классификатором (КОСГУ) 223 на общую сумму 49252,834 руб.
В соответствии с подпунктами 1,2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель денежных средств составляет и исполняет бюджетную смету, а также принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В соответствии с п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта Российской Федерации в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Соответственно, Учреждение в 2019 году имело право принимать бюджетные обязательства по расходам по КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» на сумму не более 49 252,834 тыс. руб. с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Проверкой расчетов с поставщиками коммунальных услуг, а также на возмещение расходов на коммунальные услуги, оказанные в 2019 году, установлено, что государственный контракт, заключенный Учреждением с <данные изъяты>) от 29.12.2018 г. на сумму 1320 тыс.руб.со сроком действия до 31.12.2019 г.расторгнут по взаимному согласию с 30.09.2019 г. (дополнительное соглашение от 18.12.2019 г.). Фактически государственный контракт исполнен на сумму 1180,415 тыс.руб. На момент расторжения государственного контракта -18.12.2019 г. - услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для нужд учреждения за период октябрь-декабрь 2019 г. уже были оказаны поставщиком. В феврале 2020 года учреждением был заключен новый государственный контракт от 18.02.2020 г. №6076 с <данные изъяты>, распространяющий свое действие на период оказания услуг с 01.10.2019 г. Услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказанные для нужд учреждения за период октябрь-декабрь 2020 г., были приняты и оплачены в рамках нового государственного контракта от 18.02.2020 г. За период октябрь-ноябрь 2020 года <данные изъяты> оказаны услуги на сумму 210,235 тыс. руб. Оказание услуг подтверждено актом сверки и актами выполненных работ.
Кроме того, в бухгалтерском учете Учреждения за 2019 год не отражены расходы по возмещению коммунальных услуг, оказанных ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания на сумму 34,755 руб. ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания представлен акт об оказании услуг на сумму 34,755 тыс. руб. с отметкой о получении учреждением от 18.12.2019 г.
То есть, в нарушение требований п.5 ст.161, п.1 ст.162, п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ учреждением в период с 01.10.2019 г. по 31.12.2019 г. в соответствии с действующими договорами и соглашениями приняты обязательства по возмещению коммунальных услуг за январь-ноябрь 2019 г. сверх бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на 2019 год в сумме 244,745 руб.
Остаток неиспользованных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на 31.12.2019 г. составлял 0,245 тыс.руб. (49252,834 тыс.руб.-49252,589 тыс.руб.). Сумма 244,745 руб. определена как разница между общей суммой расходов на услуги <данные изъяты> и ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания в размере 244,990 руб. (210,235 тыс.руб. + 34,755 тыс.руб.) и остатком неиспользованных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на 31.12.2019 г. в размере 0,245 тыс.руб.
На основании трудового договора от 07.06.2019 г. ФИО1 является директором ГКУ ЯО «УСЭАЗ».
Согласно п.9 трудового договора от 07.06.2019 г. руководитель учреждения обязан: соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Ярославской области, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора; обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения; обеспечивать планирование деятельности учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения.
Действия директора ГКУ ЯО «УСЭАЗ» ФИО1, связанные с принятием бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 в установленный законом срок обжаловал его, указав в жалобе, что на 2019 год учреждением по виду расходов 244 КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» утверждено лимитов бюджетных обязательств-49252,834 тыс.руб. 12.02.2019 г. между Учреждением и <данные изъяты> заключен государственный контракт №6076/08 на холодное водоснабжение и водоотведение со сроком оказания услуг с 01.01.2019г. по 31.12.2019 г., цена данного контракта составила 1320 тыс.руб. на основании ориентировочных объемов потребления холодной воды за период 2017, 2018 года с учетом роста тарифов. По причине выхода из строя прибора учета холодного водоснабжения по адресу <...>, увеличился объем по приему и очистке сточных вод, оплачиваемых по контракту, в связи с чем, увеличилась сумма, подлежащая оплате. По причине недостатка бюджетных обязательств до конца 2019 года было принято решение расторгнуть государственный контракт №6078/08, в связи с чем, 18.12.2019 г. между ГКУ и <данные изъяты> подписано соответствующее соглашение о расторжении на сумму 139,585 тыс.руб., которой не хватило на принятие и оплату услуг за период с октября по декабрь 2019 г. При этом остаток лимитов бюджетных обязательств составляет 0,245 тыс.руб., что подтверждает отсутствие превышения лимитов бюджетных обязательств. Отсутствие превышения лимитов бюджетных обязательств по виду расходов 244 КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» подтверждается Отчетом об исполнении бюджета за 2019 год. Заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производились в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. ФИО1 просит постановление №3-фк от 19.06.2020 г. в отношении него отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал, дополнительно просил в случае несогласия судьи с доводами жалобы об отсутствии состава административного правонарушения прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного деяния.
Должностные лица Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 –лицо, вынесшее обжалуемое постановление, и ФИО3, действующая по доверенности, считали, что в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, представили письменные возражения относительно жалобы, приобщенные к материалам дела, в которых повторены доводы постановления по делу, и указано, что заключение нового государственного контракта в 2020 году за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказанные для нужд учреждения за период октябрь-декабрь 2019 г. является нарушением положений бюджетного законодательства (ст.162 БК РФ) и принципов бюджетной системы (полноты отражения доходов, расходов, сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств).
По мнению ФИО2, у ФИО1 имелись возможности избежать совершения административного правонарушения путем инициирования изменений в Закон Ярославской области о бюджете, путем перераспределения бюджетных средств.
Кроме того, ФИО3 пояснила, что с учетом специфики договоров на поставку коммунальных услуг (оплата в соответствии с объемом потребленных услуг, учитываемых ежемесячно) следует считать, что принятие бюджетных обязательств по такому договору производится ежемесячно.
Заслушав ФИО1, должностных лиц административного органа, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его вина в объеме, установленном постановлением от 19.06.2020 г., полностью подтверждена материалами дела об административном правонарушении, а именно:
-протоколом об административном правонарушении от 13.05.2020 г., в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения;
-трудовым договором от 07.06.2019 г. о приеме на работу в ГКУ ЯО «УСЭАЗ» ФИО1, которым предусмотрены обязанности ФИО1 соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Ярославской области, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора; обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения; обеспечивать планирование деятельности учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения;
- актом выездной проверки ГКУ ЯО «УСЭАЗ» от 23.03.2020 г., которым установлено превышение лимитов бюджетных обязательств за 2019 год по КОСГУ 223, в том числе, по контрактам с <данные изъяты> и ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания;
- договором № 1/18 на возмещение расходов от 18.04.2018 г., заключенным между ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания и ГКУ ЯО «УСЭАЗ» с дополнительным соглашением к нему от 01.07.2019 г.;
- счетом от 16.12.2019 г. и актом об оказании услуг от 30.11.2019 г., поступившими в учреждение 18.12.2019 г.;
- государственным контрактом № 6076/08 от 12.02.2019 г., заключенным между ГКУ ЯО «УСЭАЗ» и <данные изъяты>;-государственным контрактом №6076 от 18.02.2020 г.;
-актами выполненных работ, счетами, актами сверки взаимных расчетов, оборотной ведомостью и иными материалами, исследованными в ходе выездной проверки Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области.
Указанные доказательства получены с соблюдением закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Действия ФИО1 верно квалифицированы по ст.15.15.10 КоАП РФ, как принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В силу п.5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно подп.1,2 п.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Материалами дела подтверждено, что ГКУ ЯО «УСЭАЗ» доведены лимиты бюджетных обязательств по расходам на 2019 год по бюджетной классификации 92001135000080160244 с дополнительным классификатором (КОСГУ) 223 на общую сумму 49 252,834 тыс. руб.
Согласно оформленным ГКУ ЯО «УСЭАЗ» документам, представленным при проведении проверки Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, остаток лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 31.12.2019 г. по бюджетной классификации 92001135000080160244 с дополнительным классификатором (КОСГУ) 223 составил 0,245 тыс. руб.
Вместе с тем, при определении остатка лимитов бюджетных обязательств в таком размере не учтено следующее.
Объем исполнения бюджетных обязательств по государственному контракту №6076/08 от 12.02.2019 г. определялся за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г. в связи с тем, что 18.12.2019 г. ГКУ ЯО «УСЭАЗ» и <данные изъяты> заключено Соглашение о расторжении государственного контракта от 12.02.2019 г. В соответствии с п.1 Соглашения стороны пришли к взаимному согласию расторгнуть контракт с 30.09.2019 г.
Из обстоятельств дела следует, что в период с октября 2019 г. по декабрь 2019 г. включительно <данные изъяты> продолжал оказывать услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. В октябре и ноябре 2019 г. стоимость потребленных коммунальных услуг составила, согласно выставленным счетам, 210,235 тыс. руб. Данный факт ФИО1 подтвердил. Стоимость потребленных в октябре-ноябре 2019 г. услуг оплачена в 2020 году. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что акты выполненных работ и счета на оплату оказанных в октябре и ноябре 2019 года услуг датированы 31.10.2019 г. и 30.11.2019 г. соответственно, оформлены в 2020 году (в них имеется указание на государственный контракт от 18.02.2020 г.), поступили в ГКУ ЯО «УСЭАЗ» 25.02.2020 г.
Однако оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, соглашаюсь с мнением административного органа, изложенным в обжалованном постановлении, что бюджетные обязательства на сумму в 210,235 тыс. руб. приняты ГКУ ЯО «УСЭАЗ» в 2019 году.
В соответствии с п.18.1 государственного контракта №6076 от 18.02.2020 г. настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31.12.2020 г. Условия настоящего контракта применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения - с 01.10.2019 г. (п.2 ст.425 ГК РФ).
То есть, включая данное условие в государственный контракт, его стороны подтвердили существование правоотношений с 01.10.2019 г. Более того, подлежит учету и то обстоятельство, что решение о расторжении контракта с 30.09.2019 г. принято 18.12.2019 г. – после наступления срока исполнения обязательства по оплате за поставленные в октябре 2019 года коммунальные услуги.
Помимо этого заслуживают внимания и пояснения ФИО1 о мотивах расторжения государственного контракта – недостаток бюджетных средств и вероятность превышения лимита бюджетных обязательств на 2019 год.
Соответственно, обязательство по оплате поставленных коммунальных услуг возникло не с даты заключения государственного контракта от 18.02.2020 г., а в даты исполнения обязательства в соответствии с положениями п.3.5.1 государственного контракта от 12.02.2019 г.
Последующее расторжение государственного контракта с включением обязательства по оплате поставленных коммунальных услуг в период с октября по декабрь 2019 г. в условия государственного контракта от 18.02.2020 г. и оплата этих услуг в 2020 году не исключают в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, поскольку, как указано выше, бюджетное обязательство было принято по факту принятия услуг по холодному водоснабжению и водоотведению. С принятием этого обязательства на сумму 210,235 тыс.руб. были превышены лимиты бюджетных обязательств.
Кроме того, в соответствии с договором № 1/18 о возмещении расходов от 18.04.2018 г., заключенным ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания и ГКУ ЯО «УСЭАЗ» предметом договора является возмещение ссудополучателем (учреждением) расходов балансодержателя (колледжа) по оплате услуг, указанных в приложении к договору.
В соответствии с п.п.3.1, 3.2 договора ссудополучатель в месяце, следующем за расчетным периодом (истекший календарный месяц), возмещает балансодержателю понесенные им расходы на основании счетов на возмещение расходов, выставляемых балансодержателем согласно занимаемой площади помещения. Возмещение расходов по оплате услуг, указанных в приложении №1, осуществляется в безналичной форме на расчетный счет балансодержателя, указанный в разделе 7 настоящего договора в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
В силу п.6.1 договора договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2018 г. Если не позднее, чем за 15 календарных дней до истечения срока договора, ни одна из сторон не изъявит желания прекратить его действие, договор считается пролонгированным на тех же условиях, на тот же срок. Количество пролонгаций не ограничено.
01.07.2019 г. стороны договора подписали дополнительное соглашение к нему, которым, в том числе, изложили в новой редакции приложение № 1 к договору, которым определен порядок компенсации ссудополучателем балансодержателю расходов на оплату коммунальных, эксплуатационных, охранных и иных услуг.
Материалами дела установлено, что 18.12.2019 г. в учреждение поступили акт об оказании услуг на сумму 34 754,82 руб. от 30.11.2019 г. и счет на эту сумму на возмещение затрат по оплате за электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжению за ноябрь 2019 г.
Обязанность по возмещению указанных затрат в силу п.3.2 договора должна была быть исполнена до 30.12.2019 г.
Указанная сумма превышает остаток лимитов бюджетных обязательств на 31.12.2020 г.
То есть, общая сумма принятых учреждением бюджетных обязательств на 2019 год по КОСГУ 223 превысила лимиты бюджетных обязательств на сумму, указанную в постановлении- 244,745 тыс. руб.
Таким образом, ФИО1, директором ГКУ ЯО «УСЭАЗ», допущено нарушение положений п.3 ст.219, п.5 ст.161, подп. 1,2 п. 1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Ссылка ФИО1 на малозначительность состава вмененного административного правонарушения не может быть принята во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Несоблюдение требований бюджетного законодательства умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении своей деятельности.
Исходя из объекта вмененного правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Нарушений закона должностным лицом Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не допущено, дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с соблюдением установленного порядка производства по делу об административном правонарушении; наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, является справедливым, минимально возможным, основания к его снижению, с учетом сведений о доходах ФИО1, отсутствуют.
Таким образом, постановление в отношении ФИО1 по ст.15.15.10 КоАП РФ, вынесено в полном соответствии с требованиями закона, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 от 19.06.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.Н. Бабикова