ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-221/20 от 30.10.2020 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11MS0063-01-2020-002635-67

Дело № 12-221/2020

РЕШЕНИЕ

30 октября 2020 года г. Сыктывкар Республики Коми

Судья Эжвинского районного суда гор.Сыктывкара Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Домрачевой Н.С., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 постановление мирового судьи ... от **.**.** о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи ...№... от **.**.** ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 принес жалобу на вышеназванное постановление, в которой указано на отсутствие в его действиях состава административного инкриминируемого правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо административного органа, составившего протокол, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участвующих в деле лиц о месте и времени рассмотрения жалобы, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в отсутствие должностного лица.

Выслушав доводыФИО1, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административная ответственность по части 2 статьи 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Транспортные средства должны быть оборудованы государственными регистрационными знаками в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50577-2018«Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 04 сентября 2018 года № 555-ст).

В силу пунктов 2, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях иавтобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка. Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Пунктом 7.15 указанного Перечня запрещается эксплуатация транспортного средства в случае, если его государственный регистрационный знак или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

Как установлено мировым судьей, ФИО1 **.**.** в ...., по адресу ... управлял автомашиной ..., на которой был установлен государственный регистрационный знак на непредусмотренном месте – ....

В пункте 4Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что объективнуюсторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством, в том числе, с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть (в том числе только одного из них), включая случаи, когда на момент остановки транспортного средства такие устройства или материалы не применялись для видоизменения или сокрытия государственных регистрационных знаков (в том числе только одного из них).

Из материалов дела следует, что на автомашине ФИО1 государственный регистрационный знакустановленна непредусмотренном месте - ...

Подобный способ установки государственного регистрационного знака не препятствует его идентификации, не дает оснований полагать, что знак видоизменен.

В то же время такой способ их установки не соответствовал требованиям к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах, которые определены ГОСТом Р 50577-93, действовавшим на день совершенияДмитриевым Р.С. правонарушения.

Так, согласно вышеназванному ГОСТ Р 50577-93«Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования.», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1993 года № 165 (в ред. от 22 мая 2009 года) в зависимости от применяемых регистрационных знаков транспортные средства подразделяют на следующие группы: 1 - транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме отнесенных к группе 3, а также лицам без гражданства. И. 1 На каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков (кроме знаков типов 16 - 18): одного переднего и одного заднего; на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах; одного заднего - на прочих транспортных средствах (п. "И. 1"). Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства (п. "И. 2"). Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства (п. "И. 3").

Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения. Регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более 3 град. Регистрационный знак на транспортном средстве должен располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением не более 5 град. (п. п. "И. 4.1, И. 4.2, И. 4.3").

В соответствии с частью 1 статьи 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

При разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст.12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, необходимо учитывать, что данные нормы соотносятся как общая и специальная. Следовательно, решающее значение для правильной квалификации будет иметь принцип приоритета специальной нормы над общей. Это значит, что административную ответственность по ч. 1 ст.12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях могут повлечь только такие действия, которые не охватываются диспозицией части 2 данной статьи.

Так, управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными на предусмотренных для этого местах, но с нарушением требований ГОСТ Р 50577-93, подлежит квалификации по ч. 1 ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях, а случае, когда хотя бы один государственный регистрационный знак установлен на не предусмотренном ГОСТ Р 50577-93 месте либо с применением постороннего оборудования либо механического воздействия на него с целью исключить его идентификацию, действия водителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае материалы дела и установленные мировым судьей обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что ФИО1 управлял транспортным средством ..., передний государственный регистрационный знак на котором был установлен с нарушением технических требований к его установке, предусмотренных ГОСТом Р 50577-93.

Таким образом, исходя из диспозиции частей 1 и 2 ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях в деянии ФИО1, отсутствуют. Управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта, влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно примечанию к ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

В материалах дела нет сведений и доказательств о том, что установка государственного регистрационного знака автомашины, которой управлял ФИО1, не позволяла в светлое время суток прочтение хотя бы одного из его элементов.

В соответствии с ч. 4 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного и положений статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нельзя сделать безусловный вывод об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление, вынесенное в отношении ФИО1, подлежит изменению в части переквалификации действий с ч. 2 ст.12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч.1 ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно справке ГИБДД ФИО1 ранее привлекался за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12, статьей 12.5Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 пункта 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей особенной частиКодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не имеется, поскольку за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.2Кодекса РФ об административных правонарушениях, он привлекается впервые.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, полагаю обоснованным назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи ...№... от **.**.** по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1: переквалифицировать действия ФИО1 с ч. 2 ст. 12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч. 1 ст.12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ФИО1 наказание в видепредупреждения.

В остальном постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья М.В. Петрова