ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-221/2016 от 15.02.2017 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Сысерть, Свердловской области 15 февраля 2017 года

Судья Сысертского районного суда Свердловской области Шадрина И.И., при секретаре Прокопьевой О.А., с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП ЖКХ «Сысертское»– ФИО1, ФИО2, и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3, заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому Федеральному округу – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя МУП ЖКХ «Сысертское» ФИО5 на постановление №06-03-13/92-2016 и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 от 29.11.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

МУП ЖКХ «Сысертское», <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №06-03-13/92-2016 и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 от 29.11.2016, юридическое лицо МУП ЖКХ «Сысертское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, за то, что оно в период с 29.09.2015 по настоящее время в нарушение ч.1 и ч.2 ст.22, ч.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляет свою деятельность без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Директор МУП ЖКХ «Сысертское» ФИО5 обратился в суд с жалобой на постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

Законный представитель МУП ЖКХ «Сысертское» - ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просил суд об отложении рассмотрения дела.

Суд, определил рассмотреть жалобу при данной явке.

Защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП ЖКХ «Сысертское» – ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании поддержали доводы жалобы ФИО5, просили отменить постановление №06-03-13/92-2016 от 29.11.2016, просил признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, поскольку каких-либо негативных последствий правонарушение не повлекло, при этом указал, что события правонарушения они не оспаривают, действительно на момент проверки действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у предприятия не было, но в настоящее время проект разработан и сдан на утверждение. Кроме того. Просили снизить размер назначенного штрафа в два раза, поскольку предприятие является муниципальным, финансируются из местного бюджета.

И.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3, заместитель главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому Федеральному округу – ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, указали на то, что МУП ЖКХ «Сысертское» в течение длительного времени не утвердило проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на природопользование и экологию. Однако не возражают уменьшить размер назначенного штрафа.

Выслушав защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП ЖКХ «Сысертское» – ФИО1 и ФИО2, и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3, заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому Федеральному округу – ФИО4, исследовав материалы дела, суд находит постановление №06-03-13/92-2016 и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 по делу об административном правонарушении от 29.11.2016 изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эти данные наряду с другими доказательствами устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами и т.д.

Из смысла данной нормы следует, что виновность лица в совершении административного правонарушения должна быть установлена совокупностью перечисленных доказательств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В силу ч. 2 указанной статьи нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды").

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом установлено, что МУП ЖКХ "Сысертское" осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов производства и потребления IV-V класса опасности на объекте размещения отходов – Полигоне ТБО, находящемся на балансе, что подтверждается 2-ТП (отходы) за 2015 год, а также данными учета отходов за тот же период.

В период с 01.09.2016 по 21.09.2016 в МУП ЖКХ «Сысертское» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность по обращению с отходами.

Вместе с тем, действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП ЖКХ «Сысертское» предоставлен не был.

Вина юридического лица МУП ЖКХ «Сысертское» подтверждается: свидетельством о регистрации права собственности на полигон твердых бытовых отходов, договором оказания услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию изделий и проборов с ртутным наполнением (реквизиты договоров №6049-ЦТ/16 от 19.05.2016, №1-2016 от 24.03.2016), договором приема-передачи отходов от 20.05.2016 №1-16/032 о передаче для утилизации аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом и аккумуляторы свинцовые отработанные без электролита» уставом МУП ЖКХ «Сысертское», актом проверки № 620 от 21.09.2016, протоколом об административном правонарушении № 06-03-13/92-2016 от 22.09.2016, постановлением по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2016 года; уставом МУП ЖКХ «Сысертское».

Таким образом, МУП ЖКХ «Сысертское» в период с 29.09.2015 по 21.09.2016 осуществляло свою производственную деятельность в отсутствие действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Все указанные доказательства и.о. начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 при рассмотрении административного дела были исследованы.

При таких обстоятельствах и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 пришел к правильному выводу о наличии в действиях МУП ЖКХ «Сысертское» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении МУП ЖКХ «Сысертское», предусмотренных ст. 2.9 и ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Доводы защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что правонарушение является малозначительным, поскольку каких-либо негативных последствий не наступило, суд считает несостоятельными. Как следует из санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав данного правонарушения является формальным, то есть вред, и тяжесть наступивших в результате правонарушения последствий данный состав не охватывает.

Признание малозначительности правонарушения может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Вместе с тем суд установлено, что правонарушение совершено в области природопользования и экологии, которое может оказать негативные последствия на окружающую природную среду.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо имело возможность принять исчерпывающие меры по утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.

Вместе с тем, исходя из фактических обстоятельств дела наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, характеру его уставной деятельности, которое финансируется в том числе из муниципального бюджета, поэтому может повлечь избыточное ограничение его прав. На основании ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств дела штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до 50 000 рублей.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление №06-03-13/92-2016 и.о. начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2016 в отношении юридического лица МУП ЖКХ «Сысертское» изменить, уменьшить размер назначенного административного штрафа до 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части это же постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя МУП ЖКХ «Сысертское» ФИО5 – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента вынесения решения.

Судья Сысертского районного суда Шадрина И.И.