ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-221/2021УИД790004 от 16.12.2021 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 12-221/2021 УИД79RS0004-

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Облучье 16 декабря 2021 года

Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области Суржикова А.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1- ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

должностного лица-главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горнообогатительный комбинат» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

с жалобой ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИОЕ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИОЕ от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горнообогатительный комбинат» (далее-ООО «КС ГОК») ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.47 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 7 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в Облученский районный суд ЕАО с жалобой, в которой просил об отмене постановления и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава вмененного административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, используемый ООО «КС ГОК»-промышленная площадка (7 км на запад-юго-запад от ж/д станции Известковая) не включен в перечень объектов 1 категории, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018 № 154, является объектом, деятельность на котором относится к области применения наилучших доступных технологий. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «КС ГОК» обязано получить комплексное экологическое разрешение на данный объект до 01.01.2025. Поскольку на законодательном уровне установлены пресекательные сроки для исполнения юридическими лицами обязанности по получению комплексного экологического разрешения, исполнение данной обязанности в пределах установленных временных рамок в полном объеме отвечает требованиям Федерального закона «Об окружающей среде» и не может рассматриваться в качестве его нарушения.

В судебном заседании защитник ФИО1-Петраев жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснил, что использование ООО «КС ГОК» промышленной площадки действительно осуществляется в отсутствие комплексного экологического разрешения и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместе с тем, Общество обязано получить комплексное экологическое заключение до 01.01.2025, а Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» предусмотрено, что до получения комплексного экологического разрешения, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в качестве самостоятельного документа и утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. По факту отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Общество ДД.ММ.ГГГГ уже привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей, который оплачен в полном объеме.

Изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, заслушав защитника ФИО, прихожу к следующему.

Как следует из оспариваемого постановления должностного лица, правонарушение выразилось в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей главным инженером ООО «КС ГОК» ФИО1, который допустил осуществление ООО «КС ГОК» хозяйственной деятельности на объекте 1 категории - промышленной площадке, расположенной по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, 7 км на запад-юго-запад от ж/д станции Известковая, (свидетельство об актуализации сведений об объекте, сказывающем негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ), без комплексного экологического разрешения, что является нарушением требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст.8.47 КоАП РФ

При вынесении обжалуемого постановления должностное лицо административного органа исходил из доказанности факта совершения ФИО1 вмененного административного правонарушения.

Полагаю указанные выводы должностного лица ошибочными, исходя из следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 8.47 КоАП РФ осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 ст.31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (вступила в силу с 01.01.2019) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Частями 6 и 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включаются до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанной в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Указанный перечень объектов I категории утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018 № 154.

Также подпунктом б пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 № 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что с 01.01.2019 и до получения комплексного экологического разрешения допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.

Пунктами 5, 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (п.п. 5-6) предусмотрено, что для объектов I категории HBOC обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Вместе с тем, пункты 9-10 Приказа № 1029 прямо устанавливают, что в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в качестве отдельного самостоятельного документа (не в рамках комплексного экологического разрешения) для каждого объекта 1 категории и утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Из материалов дела следует, что ООО «КС ГОК» осуществляет деятельность на территории Еврейской автономной области на 1 производственной площадке, подлежащей федеральному государственному экологическому надзору, по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, 7 км на запад-юго-запад от ж/д станции Известковая. Данная площадка относиться к объектам I категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с кодом , на основании свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеобозначенная производственная площадка не входит в перечень объектов I категории, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018, в связи с чем деятельность, осуществляемая ООО «КС ГОК» относится к области применения наилучших доступных технологий.

Из анализа приведенных норм законодательства об охране окружающей среды следует, что ООО «КС ГОК» в переходный период, то есть с 01.01.2019 до 1.01.2025 обязано осуществлять эксплуатацию производственной площадки, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду либо на основании комплексного экологического разрешения, либо на основании утвержденных территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом ООО «КС ГОК» вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с ДД.ММ.ГГГГ и до дня получения комплексного экологического разрешения. Право же на обращение в уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в силу положений ч.7 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ предоставлено ООО «КС ГОК» до 1 января 2025 года включительно.

Таким образом, возможность переоформления и получения разрешений на выбросы для объектов I категории установлена на переходный период до получения комплексного экологического разрешения с условием необходимости обеспечения требований в области охраны окружающей среды на указанный период.

В судебном заседании также установлено, что приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора в ходе проведения плановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено осуществление ООО «КС ГОК» деятельности на вышеуказанной производственной площадке без комплексного экологического разрешения, и в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые не были получены организацией до ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в акте плановой выездной проверки.

Вместе с тем, по результатам этой же проверки, ДД.ММ.ГГГГ главный инженер ООО «КС ГОК» привлечен к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ по факту осуществления Обществом хозяйственной деятельности на объекте I категории-промышленной площадке, расположенной по адресу: ЕАО, Облученский район, 7 км на запад-юго-запад от ж/д станции Известковая без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, который оплачен ФИО1 полностью ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что за получением комплексного экологического разрешения ООО «КС ГОК» вправе обратиться до 1 января 2025 года, за осуществление Обществом деятельности, негативно воздействующей на окружающую среду, в отсутствие разрешительной документации, должностное лицо ФИО1 уже привлечен к административной ответственности, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.47 КоАП РФ.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИОЕ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.4 - 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИОЕ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу- прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу ФИО1 считать удовлетворенной.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.

Судья А.В. Суржикова