№ 12-221/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 апреля 2022 г. г.Уфа
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,
с участием защитников ФИО1 – Тимофеевой А.К., Шамсутдиновой З.З., действующих на основании доверенности от < дата >, удостоверенной нотариусом нотариального округа ... Республики Башкортостан ФИО2, зарегистрированной в реестре за ...-н/03-2022-1-446, выданной сроком на три года с запретом на передоверие,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...ФИО3, действующей на основании доверенности ... от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ... на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... от < дата >....9-2476/2021 по ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... (далее по тексту Башкортостанское УФАС России) от < дата >....9-2476/2021 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица от < дата >, ФИО1 обжаловал его в суд. Свои требования заявитель мотивировал тем, что должностное лицо ненадлежащим образом поздно уведомил его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что привело к существенному нарушению прав, как лица привлекаемого к административной ответственности, спектр которых обозначен в Конституции Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Ему не были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, сам протокол не был вручен ФИО1, а также последний был ненадлежащим образом поздно уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, что послужило невозможностью предоставить возражения относительно вменяемого правонарушения. Кроме того, отсутствует событие самого административного правонарушения, что влечет прекращение производства по делу. Так, Башкортостанским УФАС России не учтено, что изменение вида с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф никак не может расцениваться как предоставление преимущественных условий только ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан, так как перевозку по регулируемым тарифам осуществляет данный перевозчик. Одновременно указывает на то, что отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок (полномочие исключительно органа местного самоуправления) возможна только с согласия лица, осуществляющего перевозку по данному маршруту. В случае отсутствия согласования отмена предусмотрена после истечения срока ранее выданной разрешительной документации, что соответствует требованиям действующего законодательства об организации перевозок. Полагает, что в полномочия антимонопольного органа не входит право требовать от органов власти разрабатывать новую редакцию правового акта, направлять на согласование данный правовой акт и требовать утверждения правового акта после согласования с антимонопольной службой. На основании изложенного, в силу ч.3 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит постановление Башкортостанского УФАС России отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое решение (п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также ввиду отсутствия события вменяемого правонарушения (пп.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Жалоба подана в Кировский районный суд ...< дата > через Башкортостанское УФАС России, то есть в течение 10 суток со дня получения (< дата >, согласно листу ознакомления (л.д.25).
Определением Кировского районного суда ... от < дата > жалоба ФИО1 передана в Советский районный суд ... по подведомственности.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месту слушания дела извещен надлежащим образом посредством CMC-сообщения, поскольку в деле имеется согласие лица на уведомление указанным способом (л.д.2).
На основании п.6 Постановления пленума Верховного Суда РФ ... от < дата > лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату.
В силу ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Считаю возможным рассмотреть административное дело в отсутствие ФИО1, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании защитники Тимофеева А.К., Шамсутдинова З.З. доводы жалобы поддержали, просили отменить постановление Башкортостанского УФАС России от < дата >
Шамсутдинова З.З. пояснила, что ФИО1 осуществлял деятельность в области управления транспорта и связи в должности заместителя главы администрации города в период с июля 2019 года по ноябрь 2020 года. Сам документ планирования был принят в январе 2019 года, то есть за полгода до назначения ФИО1 на должность заместителя. < дата > Башкортостанским УФАС России было вынесено предупреждение, в котором говорилось о недопустимости совершения нарушений указанных в предписании (предупреждении) от августа 2019 г. В целях устранения нарушений предупреждения в конце сентября было направлено ходатайство для увеличения срока исполнения предписания, для проведения правовой экспертизы, антикорупционной экспертизы для согласования с прокуратурой и непосредственно для разработки данного документа до конца декабря. Данное ходатайство Башкортостанским УФАС России было удовлетворено. В рамках исполнения данного представления, в том числе, и ФИО1 были внесены изменения в документ планирования в соответствии с предупреждением Башкортостанского УФАС России, исключен раздел, который говорит об отмене дублирующих маршрутов, а также были исключены из раздела все подлежащие отмене маршруты, перечисленные в предупреждении от августа 2019 года. Тем самым, ФИО1 предупреждение было исполнено, документ планирования был утвержден < дата > Документ планирования является нормативным муниципальным правовым актом, его утверждает не заместитель главы администрации, а глава администрации ГО .... На момент осуществления полномочий ФИО1 существовала практика, подтвержденная судами апелляционных и кассационных инстанций, согласно которой изменения документов планирования исключительно относились к полномочиям органов местного самоуправления. Собственно они этим и занимались. У них был муниципальный правовой акт положения об организации транспортного обслуживания на территории ГО ..., и ФИО1 в соответствии с данным актом осуществлял свою деятельность, проводил заседания комиссии и иные действия в рамках собственных полномочий.
Башкортостанское УФАС России сделали выкопировку из положения о заместителе главы ...РК. Какой именно пункт Башкортостанское УФАС России относится к выполнению данного предупреждения невозможно понять. ФИО1 должен был осуществлять свою деятельность в соответствии с положением о заместителе главы. Скорее всего, имеется в виду, что в обязанности ФИО1 входит руководство по формированию маршрутной сети путем изменения существующих, открытия новых и отмена маршрутов. ФИО1 не был начальником управления транспорта и связи, и ссылка представителя Башкортостанского УФАС России на инструкцию начальника управления транспорта и связи не верна, ссылаться необходимо на положение, утвержденное распоряжением.
Вина ФИО1, по мнению Башкортостанского УФАС России, заключается в том, что он не предпринял все меры, после того как было выдано предупреждение. В ходе исполнения предупреждения в первоначальном документе планирования предусматривалась отмена маршрутов, между тем, Федеральный закон от < дата > N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» говорит о том, что в период действия свидетельства отменить маршрут без согласия перевозчика невозможно. В связи с чем, после получения предупреждения ФИО1 были направлены в адрес перевозчика маршруты, которые подлежали отмене в соответствии с документом планирования, уведомления о согласовании. Те, которые были согласованы, действительно подлежали отмене, если нет, то подлежали отмене после истечения срока действия свидетельства. В настоящее время судебная практика изменилась. Теперь необходимо проведение конкурсов. Когда имеются маршруты, дублирующие друг друга, либо отменяются все, либо устанавливаются новые маршруты. В период, когда руководителем был ФИО1, они работали в соответствии с действующими правовыми актами, исполняли все предупреждения. В период работы ФИО1 принимать решения было исключительно в компетенции органов власти как это и указано в Федеральном законе от < дата > N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» и в Федеральном законе от < дата > N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ФИО1 уволился < дата >, то есть на период вынесения предписания, которое датируется декабрем 2020 года, он уже не занимал должность заместителя главы администрации.
В период деятельности ФИО1 маршруты, по которым было дублирование маршрутов, отменены не были, установление новых маршрутов тоже не производилось, изменение видов также не осуществлялось. Непосредственно ФИО1 никаких правонарушений не совершал. Да, он должен был внести изменения в документ планирования в соответствии с предупреждением, но все меры ФИО1 были предприняты, а именно был подготовлен проект во внесении изменений в документ планирования. Документ планирования был принят и направлен, но дело уже было возбуждено после принятии документа планирования во исполнение предупреждения. Между тем, ФИО1 не участвовал в судебных заседаниях Администрации ГО ... к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РБ о признании недействительными решения ... от < дата >, поскольку он не был привлечен к участию данного дела, возможно, если бы он участвовал и озвучил свою позицию, возможно решение было бы иным. ФИО1 не были представлены сведения, что он не выполнил предписание не в полном объеме, это недосмотр Управления антимонопольной службы по ....
В соответствии с письмом Башкортостанского УФАС России от < дата >... в Администрации ГО ... Республики Башкортостан запросили информацию и заверенные документы в отношении всех лиц, работавших во временный период с < дата > по < дата > В связи с чем, полагает, что не был определен период события, вменяемый ФИО1
Одновременно защитник Тимофеева А.К. полагает, что ФИО1 получил поздно извещение, ему не хватало времени для подготовки. ФИО1 не были до конца разъяснены его права и обязанности, поэтому он не обратился с ходатайством об отложении рассмотрении дела, воспользоваться юридической помощью. ФИО1 юридически слабая сторона, все происходило в достаточно быстром порядке. ФИО1 должен был приехать, быстро ознакомиться и подписаться, эта вина антимонопольной службы, потому что это происходило все в один день буквально. ФИО1 расписался, тут же сотрудники антимонопольной службы составили протокол. Человеку не были разъяснены его права, ФИО1 ознакомился с протоколом, но он не смог до конца понять, что ему нужно делать. Из материалов дела следует, что ФИО1 извещен о дате и времени составления протокола телефонограммой, но у Башкортостанского УФАС не имеется доказательств того, что телефонограмму принял сам ФИО1, а не иной человек. Кроме того, материалы дела не содержат сведений что ФИО1 получил электронные извещения, поскольку ответа о получении Управление антимонопольной службы по ... не получило. Основным извещением является почтовое отправление с описью, между тем такого документа не имеется в деле. У Управления антимонопольной службы по ... исходил срок рассмотрения дела, поэтому все дело рассматривалось спешно.
Представитель Башкортостанского УФАС России ФИО3 в судебном заседании от < дата > пояснила, что все нарушения, послужившие основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, указаны в постановлении Башкортостанского УФАС России от < дата > В данном судебном заседании были озвучены иные доводы жалобы, а не те, которые были представлены в суд. В жалобе, представленной в суд у ФИО1 два пункта, на основании которых он обжалует постановление от < дата >, а именно процессуальное нарушение и отсутствие события административного правонарушения, поскольку не представлено доказательств обратного. Озвученные доводы защитника ФИО1 – Шамсутдиновой З.З. в настоящее время опровергнуты судами трех инстанций это Арбитражным судом Республики Башкортостан, Восемнадцатым апелляционным арбитражным судом и судом кассационной инстанции. Ненормативный правовой акт антимонопольного органа на сегодняшний день является законным и на основании постановления Восемнадцатого арбитражного суда (апелляционной инстанции) считается вступившим в законную силу. Событие административного правонарушения в данном случае имеет место быть. Состав в действиях ФИО1 имеется, поскольку он в рассматриваемый период занимал должность заменителя главы администрации – начальника управления транспорта и в этой связи, обязанности по соблюдению непосредственно всех действий, связанных с регулированием транспортного движения, с обслуживанием были возложены на ФИО1, как на заместителя главы - начальника управления транспорта и связи, в соответствии с должными инструкциями и регламентами. Обязанность по контролированию всего транспортного процесса в ... была возложена на ФИО1 В связи с поступившими обращениями о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации ГО ..., в адрес последней было направлено предупреждение об устранении допущенных нарушений в тридцатидневный срок. По ходатайству Администрации срок продлевался. Однако 26 декабря 2019 г. за подписью ФИО1 в Башкортостанское УФАС России было направлено письмо с приложением проекта постановления о внесении изменений в Документ планирования. Никаких ходатайств о продлении срока для исполнения предупреждения не поступало. В связи с чем, < дата > вынесен приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решением Комиссии от < дата > Администрация ГО ... Республики Башкортостан признана нарушившей п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от < дата > №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данное решение было оставлено без изменения всеми судебными инстанциями, о чем свидетельствует информация, имеющаяся в свободном доступе на сайтах Арбитражного Суда Республики Башкортостан и вышестоящих инстанций.
Что касается процессуальных нарушений, в материалах дела имеются надлежащие извещения ФИО1 о дате, месте и времени составления протокола. Ему направлялись, как телеграмма, так и телефонограмма. С ним созванивались непосредственно по нынешнему месту работы (ФИО1 является директором Башкиравтодор). ФИО1 сам позвонил в Башкортостанское УФАС России, согласовали время, когда ему было бы удобно подойти для составления протокола. По устному ходатайству дата была перенесена на более поздний срок, что также отражено в телефонограмме. Также ФИО1 извещения были дополнительно направлены посредством электронной почты на два электронный адреса: на его личный, который ФИО1 сам продиктовал в ходе телефонного разговора, и на адрес Башкиравтодор. Полагает, что ФИО1 был извещен всеми возможными способами о времени и месте составления протокола. На следующий день после составления протокола ФИО1 пришел в Башкортостанское УФАС России, заявил ходатайство об ознакомлении с материалами дела. Соответственно, со всеми материалами он ознакомился, снял фотокопии. Лист ознакомления в материалах дела имеется, расписка имеется, в протоколе ФИО1 также поставил отметку об ознакомлении. В этой связи довод о неполучении ФИО1 копии протокола является голословным. Права и обязанности ФИО1 также были разъяснены, поскольку в уведомлении о составлении протокола и в самом протоколе информация о его правах и обязанностях указана. Все доводы, изложенные в жалобе и озвученные стороной защиты, являются несостоятельными. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении жалобы ФИО1
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.14.32 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными ему полномочиями осуществляет государственный контроль, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от < дата > N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, недопущение, ограничение, устранение конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.7 ч.1 ст.14 и п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в границах городского поселения относится к вопросам местного значения городского округа и городского поселения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст.7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от < дата > N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1).
В силу ст.2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1); отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.2), а отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (ч.3).
Пунктами 16-18 ч.1 ст.3 Федерального закона N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В силу пп.17 и 18 ч.1 ст.3 названного Федерального закона к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; а к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются на основании заключенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта и выданной на срок его действия карты маршрута регулярных перевозок (ч.ч. 2 и 8 ст.14).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (ч.2 ст.17).
В соответствии с ч.1 ст.18 названного Федерального закона изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (ч. 2 ст. 18).
Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (ч. 3 ст. 18).Таким образом, обязательным условием для изменения вида перевозок является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок и уведомление об этом решении лиц, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов, заключающихся в развитии регулярных перевозок и эффективном решении вопросов надлежащего транспортного обслуживания населения органами государственной власти и местного самоуправления относящихся к их компетенции, в том числе посредством государственного регулирования тарифов на перевозки и предоставления всех утвержденных льгот, и частных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Из взаимосвязанных положений п. 1 ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ решением Совета городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >... утверждены Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа ... Республики Башкортостан и о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа ... Республики Башкортостан.
Часть 2.2 Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа ... Республики Башкортостан предусматривает, что установление муниципального маршрута рассматривается МВК, которая определяет:
- целесообразность организации муниципального маршрута;
- проект схемы движения по муниципальному маршруту;
- дорожные условия на всем протяжении муниципального маршрута на основании акта комиссионного обследования.
Состав межведомственной комиссии утверждается распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан. МВК влияет на организацию транспортного обслуживания населения, наделена рядом полномочий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов в организации перевозочного процесса.
Решения, принятые МВК, являются основаниями для Управления транспорта определять необходимость тех или иных городских маршрутов, формирование городских маршрутов, изменение схем движения действующих маршрутов, увеличивают риски ведения предпринимательской деятельности, а также подменяют конкурентно-рыночный механизм хозяйствования перевозчиков, то есть приводят к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров в ....
В ходе проверки поступивших обращений Башкортостанским УФАС России установлено, что при утверждении Постановлением Администрации ГО ... Республики Башкортостан ... от < дата > Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа ... Республики Башкортостан на 2019-2023 в действиях Администрации выявлены признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Башкортостанским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции < дата > выдано предупреждение ... о необходимости прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (л.д.209-211).
Названным предупреждением Администрации необходимо было в течение 30 дней со дня получения предупреждения прекратить действия, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции на рынке пассажирских перевозок на территории ГО ... Республики Башкортостан, путем внесения изменений и дополнений в Документ планирования, в том числе в подпункты 3.1.2, 3.1.3.1, 3.1.3.2, 3.1.4.
Администрацией в целях исполнения предупреждения письмом исх.... от < дата > за подписью заместителя главы Администрации- начальника Управления транспорта и связи Администрации ФИО1 направлен разработанный проект постановления о внесении изменений в Документ планирования (л.д.109).
< дата > Башкортостанским УФАС России вынесен приказ ... о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (л.д.143-144).
Решением Комиссии от < дата > Администрация ГО ... Республики Башкортостан признана нарушившей п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от < дата > №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данное решение было оставлено без изменения всеми судебными инстанциями, что не оспаривалось сторонами (л.д.132-142).
Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...рк ФИО1 был переведен на должность заместителя главы Администрации – начальника Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан с < дата > (л.д.206).
Как следует из ответа Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >..., заместители главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан в своей работе руководствуются Положением о заместителях главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, в связи с этим должностные инструкции на них не разрабатываются (л.д.174).
Согласно Положению о заместителе главы – начальнике Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, действовавшему в период деятельности ФИО1, заместитель главы Администрации в рамках своей компетенции осуществляет следующие функции:
- руководит деятельностью Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан по принципу единоначалия;
- участвует по вопросам своей компетенции в разработке и согласовании нормативных правовых актов, в том числе проектов решений Совета городского округа ... Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан и приложений к ним;
- организует разработку и реализацию целевых программ развития городского пассажирского транспорта и связи, обеспечивающих стабильное, устойчивое функционирование и развитие наземного городского пассажирского транспорта, развитие и эксплуатацию всех видов связи;
- руководит работой по формированию маршрутной сети городского пассажирского транспорта путём открытия новых муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа ... Республики Башкортостан, изменения существующих маршрутов, отмены маршрутов, изменения вида регулярных перевозок;
- координирует деятельность перевозчиков всех форм собственности, осуществляющих перевозку пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа ... Республики Башкортостан, организует взаимодействие с ними, контроль за исполнением перевозчиками условий осуществления пассажирских перевозок, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами;
- организует проведение анализа качества транспортного обслуживания населения города, выработку и реализацию рекомендаций по улучшению качества транспортного обслуживания;
- организует проведение городского конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утверждает конкурсную документацию;
- в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключает муниципальный контракт на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа ... с регулируемым тарифом;
- выдаёт карты маршрута юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, уполномоченным участникам договора простого товарищества, с которыми заключен муниципальный контракт на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа по регулируемым тарифам. В установленном законодательством порядке выдаёт юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, уполномоченным участникам договора простого товарищества свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карты маршрутов, прекращает или приостанавливает их действие;
- возглавляет межведомственную городскую комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа ... Республики Башкортостан;
осуществляет иные полномочия, предоставленные главой Администрации городского округа ... Республики Башкортостан (л.д.175-197).
В соответствии с ч.3 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ФИО1 в период времени с июля 2019 по < дата >, осуществлявший свою деятельность заместителя главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан по адресу Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан: ..., не устранив в срок, установленный Башкортостанским УФАС России в предупреждении от < дата >, нарушения антимонопольного законодательства, тем самым совершив действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
протоколом об административном правонарушении ....9-2476/2021 от < дата > (л.д.47-57);
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-4716/21 от < дата >, которым решение Башкортостанского УФАС России от < дата > оставлено без изменения (л.д.105-108);
письмом за подписью ФИО1 от < дата >... о направлении в адрес Башкортостанского УФАС России с приложением проекта постановления о внесении изменений в Документ планирования (л.д.109-110);
письмом за подписью ФИО1 от < дата >, адресованным начальнику Управления экономики и инвестиций Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о направлении проекта постановления о внесении изменений в Документ планирования для проведения предварительной оценки (л.д.111);
проектом постановления о внесении изменений в Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа ... Республики Башкортостан на 2019-2023 годы (л.д.112-131);
решением Башкортостанского УФАС России от < дата >... о признании Администрации ГО ... Республики Башкортостан нарушившей п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от < дата > №135-ФЗ «О защите конкуренции» (л.д.132-142);
приказом от < дата >... о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (л.д.143);
копией предупреждения ... от < дата > о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (209-211);
положением о заместителе главы – начальнике Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, утвержденном распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...-рк (л.д.175-181);
положением о заместителе главы – начальнике Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, утвержденном распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...-рк (л.д.182-188);
положением о заместителе главы – начальнике Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, утвержденном распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...-рк (л.д.189-197);
распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...-рк о приеме ФИО1 на муниципальную службу в Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан и назначении на должность начальника отдела программ развития пассажирского транспорта Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан с < дата >;
трудовым договором ... от < дата > (л.д.198-201);
дополнительным соглашением ... от < дата > к трудовому договору ... от < дата > о правах и обязанностях муниципального служащего (л.д.202-204);
распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...-рк о переводе начальника отдела программ развития пассажирского транспорта Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан ФИО1 на должность заместителя главы Администрации – начальника Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан с < дата > (л.д.206);
распоряжением Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >...-рк об освобождении ФИО1 от занимаемой должности заместителя главы Администрации – начальника Управления транспорта и связи Администрации городского округа ... Республики Башкортостан < дата > (л.д.207);
ответом Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >..., из которого следует, что заместители главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан в своей работе руководствуются Положением о заместителях главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, в связи с этим должностные инструкции на них не разрабатываются (л.д.174).
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, допущено не было.
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическая квалификация и оценка его действиям даны верно.
Довод жалобы о том, что ФИО1 подготовил проект постановления о внесении изменений в Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа ... Республики Башкортостан на 2019-2023 годы и направил его < дата > в Башкортостанское УФАС России не свидетельствует обо всех предпринятых мерах по устранению нарушений, указанных в предупреждения ... от < дата > о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
У ФИО1 с августа 2019 г. была возможность устранить указанные нарушения, однако по состоянию на < дата > этого сделано не было. Не воспользовался и ФИО1 возможностью обратиться с ходатайством о продления срока для устранения нарушений.
Довод стороны защиты о том, что указание в письме от < дата > на предоставлении в дальнейшем иных документов и является ходатайством о продлении срока для устранения недостатков, вытекает из предположений и противоречит буквальному толкованию самого письма. Никаких иных ходатайств ФИО1 заявлено не было.
Указание на то, что < дата > было принято постановление о внесении изменений в Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа ... Республики Башкортостан на 2019-2023 годы, в связи с чем, не было необходимости возбуждать дело об административном правонарушении, также является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, поскольку решением Башкортостанского УФАС России от < дата >, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-4716/21 от < дата >, установлены нарушения в области антимонопольного законодательства, в том числе и в данном документе.
Бездействие контролирующего органа по длительному несоставлению протокола также не может повлечь освобождение ФИО1 от административной ответственности, поскольку срок составления протокола не является пресекательным.
Кроме того, согласно ч.1.2 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 данного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах срок привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, и производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Вопреки доводам стороны защиты ФИО1 был извещен надлежащим образом о дате составления протокола, как телеграммой, так и телефонограммой, полученной лично ФИО1 (л.д.70-71, 76).
Доказательств фальсификации при составлении телефонограммы стороной защиты не предоставлено.
Как следует из материалов дела, на составление протокола ФИО1 не явился. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, в соответствии с которыми должностное лицо обязано разъяснять права лицу, в отношении которого ведется производство по делу, после составления протокола и вне времени рассмотрения дела по существу.
Вместе с тем, по просьбе лица, в отношении которого ведется производство по делу, должностным лицом на два электронных адреса было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела (л.д.29-30, 45-46). Указанное определение ФИО1 получено также < дата > лично.
В определении должностным лицом дополнительно разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции Российской Федерации (л.д.45 (оборот)).
< дата > ФИО1 ознакомился с протоколом об административном правонарушении, с материалами дела (л.д.25).
ФИО1 не воспользовался возможностью заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела по существу для подготовки возражений по факту привлечения к административной ответственности. На рассмотрение дела не явился.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что ФИО1 реализовал по своему усмотрению свои права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не заявив ходатайство об отложении рассмотрения дела и не явившись к должностному лицу.
При этом, довод стороны защиты о том, что ФИО1 является юридически слабым лицом, не способным понять без дополнительного разъяснения его права, рассматриваю, как попытку уйти от ответственности.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... от < дата >....9-2476/2021 по ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 ... оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Егорова