ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-221/2022 от 26.04.2022 Щекинского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Судья Щекинского межрайонного суда Тульской области Мамонтова Ю.В., рассмотрев материал № 12-221/2022 по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области по ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ФИО1,

установил

постановлением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное, и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что на момент фиксации административного правонарушения у него имелось разрешение на перевозку груза, превышающего установленные габариты.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, удовлетворив ее по изложенным в ней основаниям. Также просил суд возвратить уплаченный им штраф в сумме 200000 руб.

Изучив представленные материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов – влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.

Положениями ч.1 ст.2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В соответствии с ч.2 ст.2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 37 мин. 55 сек. по адресу: <адрес> водитель тяжеловесного автотранспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в составе 5-осного автопоезда, собственником которого является ФИО1, в нарушение требований п.23.5 ПДД РФ, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» двигался без специального разрешения, с превышением предельно допустимого показателя по габаритам автопоезда на 2,06 м., двигаясь с длиной 22,06 м при допустимой длине 20,0 м; на 0,24 м, двигаясь с шириной 2,84 м. при допустимой ширине 2,6 м.; на 0,34 м., двигаясь с высотой 4,34 м. при допустимой высоте 4,0 м. На запрос ФКУ «Росдормониторинг» специальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов не выдавалось.

Данное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фотосъемки – системой дорожного весового и габаритного контроля СВК-2-РВС , свидетельство о проверки № С-ВЮ/05-05-2021/63256532.

Постановлением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Выражая несогласие с вынесенным постановлением, ФИО1 ссылается на то, что при движении транспортного средства 30.10.2021 было оформлено специальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).

В силу ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев фиксации административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом в силу ст.2.6.1 КоАП РФ в указанных случаях к административной ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В подтверждение факта наличия законных оснований для проезда транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , ФИО1 представлено специальное разрешение на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего межрегиональную перевозку груза от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся ФИО1

Согласно специальному разрешению на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего межрегиональную перевозку груза от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФКУ «Росдормониторинг», транспортному средству <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , + NOOTEBOOM, регистрационный знак , принадлежащему ФИО1, разрешено выполнить поездки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по маршруту гр.д.Поповка 1-я (<адрес>) – гр.<адрес>), в том числе, по автодороге Лапотково-Ефремов, со следующими параметрами транспортного средства: масса транспортного средства без груза – 18,295 т., масса транспортного средства с грузом – 39,995 т., масса тягача – 8,415 т., масса прицепа – 9,880 т., расстояние между осями – 3,85 м. – 12,70 м. -1,35 м. – 1,35 м., нагрузки на оси – 7,495 т. – 10,000 т. – 7,500 т. – 7,500 т. – 7,500 т., длина – 24,00 м., ширина – 3,49 м., высота – 4,49 м.

На запрос суда из ФКУ «Росдормониторинг» поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в соответствии с данными информационной системы оказания государственной услуги «Выдача специальных разрешений на движение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств» перевозчику ИП ФИО1 на транспортное средство тягач <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , прицеп/полуприцеп <данные изъяты>, регистрационный знак , было выдано специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов от ДД.ММ.ГГГГ, дающее право на движение данному автопоезду по автодороге Лапотково-Ефремов, км 18+790 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент фиксации административного правонарушения (30.10.2021 в 14 час. 37 мин. 55 сек.) у ФИО1 имелось специальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов для транспортного средства ДАФ FT XF105 460, государственный регистрационный знак <***>.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностным лицом в постановлении указано, что превышение длины транспортного средства составило 2,06 м. (22,06 м. при допустимой длине 20,0 м.), превышение ширины транспортного средства составило 0,24 м. (2,84 м. при допустимой ширине 2,6 м.) и превышение высоты составило 0,34 м. (4,34 м. при допустимой высоте 4,0 м.). При этом, в специальном разрешении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что предельно допустимые длина транспортного средства составляет 24,0 м, ширина транспортного средства - 3,49 м., а высота – 4,49 м.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент движения транспортного средства ДАФ FT XF105 460, государственный регистрационный знак <***>, не было допущено превышения по длине, ширине и высоте транспортного средства, поскольку длина составила 22,06 м, ширина – 2,84 м., высота - 4,34 м., при разрешенных в специальном разрешении 24,0 м, 3,49 м и 4,49 м, соответственно.

При таких обстоятельствах, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При данных обстоятельствах, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по <адрес> по ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, подлежит отмене, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Ходатайство заявителя обязать произвести возврат уплаченного по постановлению начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ административного штрафа удовлетворению не подлежит, поскольку это не предусмотрено нормами действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возврат суммы штрафа, уплаченного по указанному постановлению, отмененному настоящим решением, осуществляется по заявлению плательщика соответствующим администратором доходов бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области, по ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 – отменить.

Производство по делу прекратить по основаниям п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение 10-ти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья / подпись / Ю.В. Мамонтова