ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-222 от 26.12.2016 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12 – 222

Судья - Гулевский Г.Н.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 26 декабря 2016 года

Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Северянин» директора ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 08 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 08 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Северянин» (далее – ООО «Северянин», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей *** копеек без конфискации предметов административного правонарушения.

В поданной в Мурманский областной суд жалобе, директор ООО «Северянин» ФИО1, выражая своё несогласие с привлечением Общества к административной ответственности, просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью содеянного либо заменить штраф на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Приводя доводы о недоказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, ссылается на отсутствие оснований считать, что ООО «Северянин» уклонялось от представления сведений или скрывало какие-либо сведения о перемещенном через таможенную границу товара (рыбопродукции), поскольку статус рыбопродукции как товара, произведенного в Российской Федерации был утрачен в связи с тем, что он был вывезен на территорию иностранного государства (***) и, соответственно, положения пункта 3 приказа Федеральной таможенной службы России № 40 неприменимы.

Проверив материалы дела, выслушав директора ООО «Северянин» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителей Мурманской таможни по доверенности ФИО2 и ФИО3, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Данной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за не декларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.

Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 1 ст. 156 ТК ТС, прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границ) (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Согласно статье 151 ТК ТС, местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.

В силу пункта 2 статьи 156 Таможенного кодекса Таможенного союза после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и предъявлены таможенному органу.

В соответствии со ст. 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) одной из форм таможенного контроля является камеральная таможенная проверка документов и сведений, включающая в себя изучение и анализ сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Как следует из материалов дела, 10 марта 2016 года в морской порт Мурманск прибыло транспортное средство международной перевозки - иностранное морское судно «***» с целью выгрузки продукции морского промысла.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении ООО «Северянин» при ввозе 10 марта 2016 года на таможенную территорию Таможенного союза на борту морского судна «***» товаров (рыбопродукции) в рамках заключенного Договора международной поставки товара № * от 20 января 2016 года, а также, по вопросу полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин и налогов выявлено, что капитаном судна, как представителем судовладельца, на таможенный пост Морской порт Мурманск были поданы стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, а именно: генеральная декларация, грузовые декларации.

В соответствии со сведениями, заявленными капитаном судна в указанных документах, морское судно «***» следовало по маршруту: «*** (***) - Мурманск (выгрузка)»; на борту данного судна в морской порт Мурманск доставлен груз - мороженая рыбопродукция, изготовленная различными морскими судами, в общем количестве *** кг. нетто/*** кг. брутто, грузополучателями которой являлись российские организации.

В ходе таможенного осмотра на борту иностранного морского судна «***», рыбопродукция в общем количестве *** кг/нетто (коносамент № * от 08.03.2016 г.: печень трески мороженая *** кг. нетто/*** кг. брутто, икра трески мороженая *** кг. нетто/*** кг. брутто, окунь б/г маринус мороженый *** кг. нетто/ *** кг. брутто, код ТН ВЭД ***) - поставлена продавцом «***» (***) покупателю - юридическому лицу ООО «Северянин» в соответствии с Договором международной поставки товара № * от 20.01.2016 г. (далее - Договор).

Рыбопродукция в общем количестве *** кг./нетто (печень трески мороженая *** кг. нетто/*** кг. брутто, икра трески мороженая *** кг. нетто/*** кг. брутто, окунь б/г маринус мороженый *** кг. нетто/ *** кг. брутто) была произведена российским рыболовным судном * «***» (судовладелец ООО «***» - свидетельство о праве собственности на судно от 26.05.2008 г.; флаг Российской Федерации - свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации от 26.05.2008 г.) из водных биологических ресурсов (ВБР), выловленных (добытых) им в *** море по разрешению на добычу (вылов) ВБР № * и отгружена с борта судна 24.02.2016 г. по коносаментам № *, № * в морском порту *** (***) приемщику - ***.

Указанная рыбопродукция в полном объеме была приобретена ООО «Северянин» у норвежской фирмы *** по Договору международной поставки товара № * от 20.01.2016 г. и, в соответствии с условиями Договора (***, ***) доставлена 10.03.2016 г. продавцом покупателю на таможенную территорию *** в морской порт Мурманск на борту иностранного морского судна «***» (коносамент № * от 08.03.2016 г.).

Исполнение ООО «Северянин» обязанностей по указанному внешнеторговому договору, в части перечисления на банковский счет продавца денежных средств в размере *** за приобретенную рыбопродукцию, подтверждено банковскими документами, (в т.ч., паспорт сделки № * от 02.02.2016 г. по Договору № *; Раздел II. Сведения о платежах Ведомости банковского контроля по контракту по паспорту сделки № * и др.), документами бухгалтерского учета организации (карточка счета * «***»).

Таким образом, товар, ввезенный на таможенную территорию *** на транспортном средстве «***» (коносамент № * от 08.03.2016 г.), получателем которого является ООО «Северянин», подлежит таможенному декларированию.

В соответствии с п. 4 ст. 160 Таможенного кодекса Таможенного союза, перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

В соответствии с пунктом 1 приказа ФТС России от 15.01.2013 № 40 «О Порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза» (далее - приказ ФТС России от 15.01.2013 № 40), таможенные операции и таможенный контроль осуществляются в отношении продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими рыбопромысловыми судами при осуществлении промышленного рыболовства за пределами территориального моря Российской Федерации, ввозимой в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля.

В силу пункта 1 приказа ФТС России от 15.01.2013 № 40, таможенные операции и таможенный контроль осуществляются с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2013 № 184, изданного в соответствии с частью 3.3 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 19 Закона, уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, в иные места доставки.

Учитывая неприменение пункта 3 приказа ФТС России от 15.01.2013 № 40 и, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза данный товар для таможенных целей является иностранным товаром.

30 июня 2016 года в отношении ООО «Северянин» было возбуждено дело № * об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

30 августа 2016 года по результатам административного расследования в отношении ООО «Северянин» составлен протокол № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Вина Общества в совершении правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: определением о возбуждении в отношении ООО «Северянин» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30 июня 2016 года № *; светокопией акта камеральной таможенной проверки от 30 июня 2016 года № *; светокопией коносамента № *; светокопией декларации о грузе; светокопией инвойса № * от 25 февраля 2016 года; актом таможенного осмотра № * от 10 марта 2016 года; фототаблицей к акту таможенного осмотра № * от 10 марта 2016 года; светокопией Договора международной поставки товара № * от 20 января 2016 года; светокопией паспорта сделки от 02 февраля 2016 года № *; заключением эксперта № * от 29 июля 2016 года; протоколом об административном правонарушении № * от 30 августа 2016 года, другими собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Договор международной поставки товара № * от 20.01.2016 года должностным лицам т/п Морской порт Мурманск, при совершении таможенных операций на прибытие судна на таможенную территорию ТС, предъявлен не был и на текущую дату на таможенном посту Морской порт Мурманск, как в целом, так и в судовом деле № * в частности, информация о таможенном декларировании данной рыбопродукции путем подачи декларации на товары отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В соответствии с пунктом 2 ст. 181 ТК ТС, в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: заявляемая таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о товарах; сведения об исчислении таможенных платежей; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары.

Согласно пункту 1 статьи 186 ТК ТС декларантами могут быть: лицо государства - члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Согласно статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Статьями 187, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза определены права и обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, в том числе до подачи таможенной декларации, декларант вправе осматривать и измерять товары, находящиеся под таможенным контролем. Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 211 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате - до выпуска товаров.

Согласно статье 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей.

Обсуждая вопрос о вине нарушителя, судья правомерно учел, что объективная сторона правонарушения по части 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях характеризуется в не декларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Действия ООО «Северянин» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «Северянин» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено судьей районного суда ниже низшего предела с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Оснований для изменения назначенного Обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ и для признания административного правонарушения малозначительным не усматривается.

Доводы, содержащиеся в жалобе, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в постановлении судьи основаниям.

Ссылки на отсутствие вины Общества в совершении административного правонарушения являются не обоснованными, поскольку подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости. Оснований для их переоценки не имеется.

Иные доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления и, не влекут его отмены.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска 08 ноября 2016 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Северянин» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Северянин» директора ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда Н.В Пырч