ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-222/19 от 04.10.2019 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

дело № 12-222/2019РЕШЕНИЕ

г. Барнаул, бульвар 9-го Января, 19 04 октября 2019 года

Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Н.И.Герлах,

рассмотрев жалобу Макаровского Антона Леонидовича на постановление вр.и.о.заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю года Вихаревой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – главный специалист сектора договоров управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго» -

Макаровский Антон Леонидович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в р.<адрес>, проживающий <адрес>,

признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу .21-571/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, АО «СК Алтайкрайэнерго», расположенное по адресу: <адрес>, являясь субъектом естественной монополии, в нарушение пунктов 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861, не направило в срок до ДД.ММ.ГГГГ по заявке Рыбалко Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, чем нарушило установленный порядок подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Положением о секторе договоров АО СК «Алтайкрайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что целью деятельности данного сектора является своевременное оформление договоров об осуществлении технологического присоединения, протоколов разногласий, дополнительных соглашений и т.п., руководителем сектора договоров является главный специалист, который для выполнения задач названного сектора осуществляет функции, в том числе, по подготовке договоров об осуществлении технологического присоединения, оформлению сопроводительных писем на отправку договора на технологическое присоединение, по контролю за исполнением этих функций подчиненным персоналом (п. 1.4, 2.1 Положения). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность главного специалиста сектора договоров управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго» замещал Макаровский А.Л.

Действия Макаровского А.Л. квалифицированы по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением вр.и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Макаровский А.Л. как должностное лицо привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, указывая на неприменение при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом закона, подлежащего применению, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между АО «СК «Алтайкрайэнерго» и ООО «ГАСК» уже был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес>, который на сегодняшний день является действующим. В своей заявке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 просил о технологическом присоединении объекта, расположенного по этому же адресу: <адрес>. Учитывая, что положения ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливают однократность технологического присоединения, полагал, что у него не было правовой возможности заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ФИО2, так как договор также заключается однократно.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Киселев В.К. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

Выслушав пояснения ФИО1, защитника, допросив лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и исследовав материалы настоящего дела и дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствие с частью 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает: правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора; процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила ), которые устанавливают порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Правила в пункте 7 устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно пунктам 8, 15 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором пункта 15, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с использованием официального сайта сетевой организации АО «СК Алтайкрайэнерго» подал заявку на осуществление технологического присоединения объекта (многоквартирного жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> Срок направления для подписания заполненного и подписанного сетевой организацией проекта договора в 2 экземплярах и технических условий истек ДД.ММ.ГГГГ (20 рабочих дней), однако в нарушение пунктов 3,15 Правил такой проект договора и технические условия в адрес ФИО2 не поступили.

Установив факт несвоевременного направления в адрес ФИО2 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО «СК Алтайкрайэнерго» по заявке от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного специалиста сектора договоров управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго» ФИО1, после чего вр.и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО3 на основании данного протокола, ДД.ММ.ГГГГ привлекла ФИО1 как должностное лицо к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом исходила из вины данного должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Между тем, согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, обязательным условием привлечения к административной ответственности гражданина в качестве должностного лица необходимо соблюдение двух обязательных условий: наделение его организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями и неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей.

Приходя к выводу о том, что ФИО1 является должностным лицом по смыслу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и несет ответственность за своевременность направления договора об осуществлении технологического присоединения, должностное лицо в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ссылается только на Положение о секторе договоров и приказ о назначении на должность, согласно которым ФИО1 как руководитель (главный специалист) сектора договоров управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго» выполняет функции подготовки договоров об осуществлении технологического присоединения (анализ заявки, согласование договора со всеми заинтересованными структурными подразделениями, оформление договора), отправка договоров по почте (оформление сопроводительных писем на отправку договора, организация отправки двух экземпляров договора, согласование и утверждение писем).

Действительно, согласно Положения о секторе договоров, утвержденного генеральным директором АО «СК Алтайкрайэнерго», у ФИО1 как главного специалиста сектора договоров имелись вышеназванные функции, а также право осуществлять распределение обязанностей между работниками сектора договоров, требовать от работников исполнения ими должностных обязанностей, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что он наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе у него отсутствуют полномочия по подписанию договоров об осуществлении технологического присоединения.

Кроме того, вышеуказанные функции (функции по подготовке договоров об осуществлении технологического присоединения и отправке договоров по почте) руководителя сектора договоров, являющегося только структурным подразделением управления технологического присоединения и развития фактически дублируют функции руководителя управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго», при том, что полномочие на подписание технических условий и договора об осуществлении технологического присоединения, дополнительных соглашений, писем по вопросам технологического присоединения имеется только у руководителя управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго», которым является заместитель главного инженера по технологическому присоединению и развитию АО «СК Алтайкрайэнерго». Такие полномочия предоставлены указанному должностному лицу на основании доверенности, выданной генеральным директором АО «СК Алтайкрайэнерго». ФИО1 же такая доверенность не выдавалась.

Таким образом, ФИО1 не имел полномочий на подписание документов, направляемых заявителям по вопросам технологического присоединения, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, то есть не обладал организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями по вопросам технологического присоединения объектов к электрическим сетям, а также не имел в служебном подчинении работников, которые обладали бы такими полномочиями. Наоборот, сам состоял в служебном подчинении у лица, обладающего функциями по подписанию договора о технологическом присоединении.

Кроме того, приказом генерального директора АО «СК Алтайкрайэнерго» -пр от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям АО «СК Алтайкрайэнерго», которым урегулировано взаимодействие аппарата управления АО «СК Алтайкрайэнерго» и филиалов АО «СК Алтайкрайэнерго» в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Положениями указанного Регламента установлено, что принятие заявок, подготовка технических условий, сбор документов осуществляется работниками сектора технологического присоединения, после чего пакет документов передается в сектор договоров, работники которого только подготавливают проект договора технологического присоединения и затем передают его для дальнейшего подписания лицу, обладающему таким полномочием, после чего подписанный пакет документов поступает инженеру сектора технологического присоединения, который информирует заявителя о готовности, приглашает явиться для подписания договора, а в случае неявки направляет его почтой.

Учитывая, что согласно пункту 15 Правил на заявку физического лица о технологическом присоединении сетевая организация обязана направить для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, а ФИО1 не обладал полномочиями на подписание такого проекта договора и не обладал властно-распорядительными функциями в отношении работников, которые имеют полномочие на подписание вышеуказанного документа, а также, что согласно Регламента подписанный пакет документов направляется заявителю работником сектора технологического присоединения, а не сектора договоров, суд приходит к выводу, что несвоевременное направление договора о технологическом присоединении заявителю ФИО2 произошло не в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей ФИО1, при том, что неподготовка проекта договора ФИО1 не вменяется, а направление неподписанного проекта договора Правилами не предусмотрена.

Таким образом, из представленных доказательств не следует вывод о наличии в действиях привлекаемого лица вины в совершении вменяемого ему состава административного правонарушения.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

То обстоятельство, что согласно положения о секторе договоров в обязанности ФИО1 входила подготовка договоров технологического присоединения и отправка договоров по почте, при отсутствии у него полномочий на подписание такого договора и писем по вопросам технологического присоединения, то есть по сути решения вопроса об осуществлении технологического присоединения (или отказа в таковом), а также дублирование функции отправки договоров у сектора договоров, сектора технологического присоединения и в целом у управления технологического присоединения и развития АО «СК Алтайкрайэнерго», не свидетельствует о том, что ФИО1 наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями по вопросам технологического присоединения (в том числе по решению вопроса о направлении соответствующего договора заявителю).

Таким образом, будучи сотрудником организации, не наделенным организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, ФИО1 не является должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть применена административная ответственность.

Между тем указанные обстоятельства не были учтены при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом, в связи с чем, привлечение ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законным.

Таким образом, данное дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что в действиях ФИО1 отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление вр.и.о.заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю года ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7, ст.30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление вр.и.о.заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю года ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Судья Н.И.Герлах