ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-222/19 от 16.08.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 12-222/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 августа 2019 года г.Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Лиджаева Д.Х., при секретаре судебного заседания Минаевой Ю.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 № П-11.1/07-2019 от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, Восточная промзона, 5-й проезд, № 3,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 № П-11.1/07-2019 от 19 июля 2019 года ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации. Указанным постановлением на ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» наложен административный штраф в размере 200 000 руб.

В жалобе, поданной в Элистинский городской суд РК, представитель ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 просит данное постановление отменить, в случае признания постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия о назначении административного наказания № П-11.1/07-2019 от 19 июня 2019 года в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» законным, при назначении наказания за совершение административного правонарушения в виде штрафа установить его в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, указав, что вина в совершении административного правонарушения ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» признана в полном объеме, проводятся мероприятия по их устранению.

В судебном заседании представитель ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия ФИО3, считая постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать, оспариваемое постановление оставить без изменения.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материал, дело об административном правонарушении, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 7 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

На основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 21 июня 2019 года № 146 проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно акту проверки от 17 июля 2019 года №П-11/07-2019 по Республике Калмыкия, ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» не исполнена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации

По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 № П-11.1/07-2019 от 19 июля 2019 года ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ., и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 219-ФЗ) с 01 января 2019 года вводится новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 2019 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно пункту 1.1 статьи 11 Закона 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона 219-ФЗ установлены сроки получения комплексного экологического разрешения.

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон « Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона 219-ФЗ.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 и с 01 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» имеет лицензию от 21 февраля 2017 года № (08)-2993-СТОР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV классов опасности, обработке отходов III-IV классов опасности, размещению отходов IV класса опасности.

Места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности:

358003, Республика Калмыкия, г. Элиста, Восточная промзона, 5, проезд №3;

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее городской свалки;

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, в 800м к северо-востоку от Астраханского поста ГАИ и в 600 м от автодороги Элиста - Астрахань.

Лицензия предоставлена Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия бессрочно и переоформлена на основании приказа от 21 февраля 2017 года № 45.

ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» эксплуатирует единственный в Республике Калмыкия полигон г. Элисты, расположенный в 800 м. к северо-востоку от Астраханского поста ГАИ и в 600 м. от автодороги Элиста-Астрахань, кадастровый номер земельного участка 08:14:020205:45.

На основании приказа Росприроднадзора от 07 июля 2015 года № 552 полигон г. Элисты внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и ему присвоен № объекта 08-0001-3-00552-070715.

Объект ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» поставлен на государственный учет и ему присвоены код и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду:

Полигон г. Элисты, расположенный по адресу: РК, <...> м к северо- западу от Астраханского поста ГАИ и 600 м от автодороги Элиста-Астрахань, код 85- 0108-001181 -П, категория I.

Согласно представленной характеристике объекта размещения отходов - полигона г. Элисты от 18 марта 2019 года установлено следующее: учетный номер - № 08-0001-3-00552-070715; назначение ОРО - захоронение отходов; вид ОРО - полигон захоронения твердых коммунальных отходов; ввод в эксплуатацию ОРО - 28.08.1997; вместимость ОРО (при плотности отходов 0,7 т/м3) - 1608750 м3 (1125000 т); размещено всего (при плотности отходов 0,7 т/м3) - 1412784 м3 (988949,4 т); площадь ОРО - 30000 м2; системы защиты окружающей среды на ОРО - экран грунтовый, обваловка, отвод ливневых и дренажных вод; виды мониторинга окружающей среды на ОРО - мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг почвенного покрова.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов, на момент проведения проверки ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на объект I категории - полигон г. Элисты не представлены.

Факт совершения ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия от 21 июня 2019 года № 146, актом проверки № П-11/07-2019 от 17 июля 2019 года, предписанием об устранении выявленных нарушений № П-11.1/07-2019 от 17 июля 2019 года, протоколом об административном правонарушении № П-11.1/07-2019 от 17 июля 2019 года, представлением № 11.1/07-2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 19 июля 2019 года, лицензией (08)-2993-СЧТОР от 21 февраля, характеристикой объекта размещения отходов (ОРО) Полигон г. Элисты по результатам инвентаризации, проведенной в 2019 году.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» учитывается характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины в совершении административного правонарушения в судебном заседании.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», является повторное совершение однородного правонарушения за несоблюдение экологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2. КоАП РФ, и было назначено наказание в виде штрафа на сумму 100 000 руб. (постановление о назначении административного наказания от 15.02.2019 г. № В-06.1/02-2019).

Оценивая заявленное представителем ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ходатайство о снижении размера штрафа, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет, не менее ста тысяч рублей.

Исходя из буквального содержания части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.

Вместе с тем, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств исключительных обстоятельств, предусмотренных вышеуказанными требованиями, по делу не имеется, ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» не представлено доказательств того, что наложение штрафа в пределах санкции статьи не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, а назначенный размер административного штрафа не отвечает критериям справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению, оплата штрафа в назначенном размере приведет к тяжелым финансовым последствиям. Заявителем не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовом положении юридического лица. Обстоятельства, заявленные в жалобе, не являются исключительными для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», имеющее своей целью извлечение прибыли и являющееся коммерческой организацией, необратимые последствия, в том числе может привести к невозможности осуществления хозяйственной деятельности, вследствие чего суд не усматривает оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.

Таким образом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения), суд не усматривает оснований для снижения размера штрафа, исключительных обстоятельств, не установлено.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.

Выявленные нарушения нашли свое подтверждение. Вина в совершении административного правонарушения ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» признана в полном объеме.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» правильно квалифицированы по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Административное наказание назначено ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, в пределах санкции ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи и оснований для применения ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 № П-11.1/07-2019 от 19 июля 2019 года в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.Х. Лиджаева