№
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 июня 2018 года
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Ландаренкова Н.А., при секретаре Сапач Т.И.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении контрактного управляющего ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» ФИО1, по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ, прекращено, ФИО1 освобождена от административной ответственности и ей объявлено устное замечание.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения, в обоснование жалобы указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» и Федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области» (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по Смоленской области») заключен контракт № на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), без проведения конкурса. Заключая данный контракт, руководствовались следующим. В структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от
03.04.2017), включена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба). В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается охрана имущества физических и юридических лиц по договорам. В соответствии с лицензией № ЛО-67-03-000197 от 23.05.2017 на
осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотических растений выданной Департаментом Смоленской области по здравоохранению, помещение № в аптеке ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» отнесено ко 2-й категории. Согласно абзацу второму пункта 10 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (далее - Правила хранения), в целях обеспечения
сохранности наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров помещения подлежат охране. Охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся указанные помещения. Таким образом, заключение контракта на охрану помещений, в которых хранятся наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возможно при отнесении таких помещений к 1-й и 2-й
категориям в соответствии с Правилами хранения. Исходя из вышеизложенного, заключение контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на охрану помещений с подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации правомерно и законно.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Глушко С.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы подержала по изложенным в ней основаниям.
Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, просил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения защитника, исследовав письменные доказательства, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
При этом частью 2 этой статьи предусмотрено, что, в случае пропуска срока для обжалования, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Из материалов дела усматривается, что обжалуемое постановление вынесено начальником Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами ДД.ММ.ГГГГ. Из текста обжалуемого постановления усматривается, что копия оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ. В суд настоящая жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным признать причину пропуска ФИО1 срока по подачу жалобы на постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами № от ДД.ММ.ГГГГ уважительной и восстановить его.
В рамках административной процедуры самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что <адрес> по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами проведена внеплановая проверка в целях контроля за соблюдением ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки на оказание услуг по охране имущества с помощью пульта централизованной охраны у единственного исполнителя - Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области» и заключении контракта от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проверка осуществлялась в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Федеральный закон). Основанием для проведения проверки послужило уведомление о заключении контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившее в Департамент ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам проверки составлен акт №вп от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком и ФГКУ «УВО ВНГ России по Смоленской области» заключен контракт №, цена которого составляет 209 198 руб. 76 коп.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, предметом
контракта является оказание услуги по охране имущества заказчика в течение 2018 года при помощи пульта централизованной охраны на объектах, перечисленных в прилагаемом к контракту акте-приложении №. В соответствии с указанным актом приложением № охране подлежит комната хранения наркотических средств заказчика, находящаяся по адресу: <адрес>-а.
Указанный контракт, согласно пояснений ФИО2 был заключен в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотических растений, выданной Департаментом Смоленской области по здравоохранению, помещение № в аптеке ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» отнесено ко 2-й категории, а потому, его охрана согласно пункту 10 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1148, должна осуществляться на договорной основе подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся указанные помещения. Отдел вневедомственной охраны по городу Смоленску - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области» входит в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе.
Однако, Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами, посчитал, что объект охраны – комната хранения наркотических средств – не входит в перечень объектов, подлежащих обязательной охране исключительно войсками национальной гвардии, утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р, а потому ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области» не обладает исключительными полномочиями по охране объектов по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей, и следовательно, заключение контракта от ДД.ММ.ГГГГ с данной организацией в порядке пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушает требования пункта 5 статьи 24 этого же закона и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
В связи с чем, должностным лицом Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, а в дальнейшем, постановлением начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ выявленное правонарушение было признано малозначительным, и ФИО1 была освобождена от административной ответственности с объявлением ей устного замечания.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае принятия решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2 и 2.1 настоящей статьи.
Данная норма права носит бланкетный (отсылочный) характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение конкретных требований законодательства, регулирующих отношения в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, являются должностные лица заказчиков, в том числе бюджетных учреждений, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу указанной правовой нормы, принятие решения о закупке у единственного поставщика возможно только в том случае, если закупаемая работа или услуга может быть выполнена только одним поставщиком, относящимся к органу исполнительной власти, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, принадлежащем одному с органом исполнительной власти ведомству.
Судом установлено, что приложением № к контракту № на охрану имущества с помощью пульта централизованной охраны от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГКУ «УВО ВНГ России по Смоленской области» и ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» под охрану передана комната хранения наркотических средств по адресу: <адрес>.
Объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей подлежат государственной охране в силу п. 13 приложения № к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».
В соответствии с п. 10 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в целях обеспечения сохранности наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров помещения подлежат охране.
Охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся указанные помещения.
Таким образом, с 01.01.2014 года государственные органы и организации, имеющие в своем составе склады (комнаты) хранения наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, токсичных веществ и химических препаратов, в состав которых входят сильнодействующие, ядовитые и токсичные вещества, относящиеся к 1 и 2 категориям, заключают в порядке, предусмотренном п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе контракты на охрану указанных помещений способом у единственного исполнителя с подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций.
В соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотических растений выданной Департаментом Смоленской области по здравоохранению, помещение № в аптеке ОГБУЗ «Смоленский областной
психоневрологический клинический диспансер» отнесено ко 2-й категории.
В структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» включена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба).
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 158 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подпункта а) пункта 3 войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; подпункта б) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
В соответствии с пунктом 1 приказа 153 от 18 октября 2016 года Положения об Отделе вневедомственной охраны по городу Смоленску - филиале федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области»
Таким образом, заключение контракта на охрану помещений, в которых хранятся наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при отнесении таких помещений к 1-й и 2-й категориям в соответствии с Правилами хранения, не свидетельствует о нарушении пункта 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии одного из обстоятельств, среди которых - отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного судья приходит к выводу, что заключение контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на охрану помещений с подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации правомерно и законно, что свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в числе которых отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении руководителя ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Н.А. Ландаренкова