№ 12-2236/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 29 ноября 2016 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой Н.В., рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» на постановление №___ от 12.10.2016 года Государственной инспекции труда в РС (Я) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)», ИНН ___, ОГРН ___ от ____.2008 г., адрес: ____,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РС(Я) №___ от 12.10.2016 года ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» обратилось с жалобой, указывая, что не согласны с вышеуказанным постановлением, просят суд отменить данное постановление и прекратить производство по делу.
В суде представитель ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» ФИО1 жалобу поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что акт проверки составлен ____.2016 г., протокол составлен ____.2016 г., т.е. спустя месяц, с нарушением срока, установленного ст. 28.5 КоАП РФ, заявитель не входит в систему Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий, работникам ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» не предоставляется право на досрочное назначение пенсии по старости, следовательно рабочие места, в отношении которых было вынесено постановление, не относятся а категории рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. №426-ФЗ. Следовательно, специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест может быть проведена поэтапно и должна быть завершена ____.2018 г.
В суде представитель Государственной инспекции труда в РС(Я) ФИО2 с жалобой не согласился, считает ее необоснованной и просил отказать в ее удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения №___ от ____.2016 г. вр.и.о. руководителя ГИТ в РС(Я) Главного государственного инспектора труда в РС(Я) Г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)», с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от ____.2016 №___, Приказа о создании комиссии по расследованию несчастного случая со смертельным исходом).
В ходе проведения проверки составлен акт №___ от ____.2016 г., в котором указаны выявленные инспекцией нарушения ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)».
ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» ГИТ в РС(Я) выдано предписание №___ от ____.2016 г. об обязании устранить допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в срок до ____.2016 года.
ГИТ в РС(Я) в отношении ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» составлены протокола об административном правонарушении за нарушения трудового законодательства: специальная оценка условий труда на рабочих местах в ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» не проведена, что является нарушением ст. 212 ТК РФ, ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: №___ от ____.2016 г. (начальник части), №___ от ____2016 г. (мастер газодымозащитной службы), №___ от ____.2016 г. (начальник караула), №___ от ____.2016 г. (командир отделения), №___ от ____.2016 г. (водитель), №___ от ____.2016 г. (пожарный), №___ от ____.2016 г. (диспетчер).
Постановлением Государственной инспекции труда в РС(Я) №___ от 12.10.2016 г. ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 утвержден «Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В суде установлено, что ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» создалась постановлением Правительства РС (Я) от 26.12.2008 г. №605 №О проведении мероприятий по созданию и обеспечению деятельности противопожарной службы РС (Я)». Финансирование деятельности службы производится за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия). Таким образом, ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» не входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Работникам ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» не предоставляется право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2008 года», утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009 г. от 04.03.2009 г. (вопрос №2):
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
На основании изложенного досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании изложенного, рабочие места, в отношении которых ГИТ РС (Я) было вынесено обжалуемое постановление, не относятся к категории рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии события правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения;
При таких обстоятельствах, постановление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) №6-2516-16-ПВ/113/31/18 от 12.10.2016 года Государственной инспекции труда в РС (Я) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» не может быть признано законным и подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием события правонарушения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) №___ от 12.10.2016 года Государственной инспекции труда в РС (Я) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» - отменить в связи с отсутствием события правонарушения, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья Н.В. Иванова