копия
16RS0046-01-2021-020008-76
№ 12-2238/2022
РЕШЕНИЕ
22 сентября 2022 года г. Казань
Судья Вахитовского районного суда г. Казани М.А. Идрисова, при секретаре судебного заседания П.Д. Курочкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Строительная компания «Ак Барс» на постановление заместителя главного инспектора РФ области охраны окружающей среды Волжско – Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного инспектора РФ области охраны окружающей среды Волжско – Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 октября 2021 года ООО «Строительная компания «Ак Барс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей.
ООО «СК «АК БАРС» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указывает на его незаконность, просит постановление отменить, производство прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «СК «АК БАРС» ФИО1 доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель Волжско – Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать.
Выслушав явившихся лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса.
В соответствии с частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 3 приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).
Из материалов дела следует, что 30 июля 2021 г. в 10 часов 00 минут по результатам проведения административного расследования в отношении ООО «СК «АК БАРС» выявлено неисполнение обязанности по предоставлению отчета по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления, а именно при рекультивации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером ... в срок до 15 января 2021 года.
По факту выявленных нарушений постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Волжско - Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 октября 2021 года ООО «СК «АК БАРС» привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, суд полагает, что по делу имеются обстоятельства, исключающие административную ответственность ООО «СК «АК БАРС».
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения;
Из материалов данного дела следует, чтоООО «СК «Ак Барс» на основании государственных контрактов от 27 ... 2020 года .../смр, от 09 июня 2020 года .../смр, от 1 марта 2021 года .../смр, заключенным с ГКУ «Главинвестстрой РТ» выполняло работы по рекультивации несанкционированной свалки в районе села ... Республики Татарстан.
Работы на объекте выполнялись поэтапно. Определение исполнителя по каждому этапу осуществлялось по результатам отдельного электронного аукциона.
По результатам проведенного электронного аукциона на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона ... от «15» апреля 2020г. идентификационный код закупки ...) заключен государственный контракт от 27 апреля 2020 года .../смр на первый этап -подготовительные работы и устройство новой карты захоронения.
Работы по государственному контракту от 27 апреля 2020 года .../смр завершены в июне 2020 года после подписания акта приемки новой карты захоронения. Согласно акту приемки новая карта захоронения передана органу исполнительной власти муниципального образования для эксплуатации.
По результатам проведенного электронного аукциона на основании Протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона ...-ЕЗ от «29» мая 2020г. (идентификационный код закупки ...) заключен государственный контракт от 09 июня 2020 года .../смр на второй этап - экскавация массива техногенных отложений, извлечение утильных фракций, передача их на утилизацию, перемещение отходов на новую карту захоронения.
Работы по государственному контракту от 09 июня 2020 года .../смр завершены в декабре 2020 года, что подтверждается актом приемки работ по рекультивации объекта от 6 февраля 2021 года...-НТО.
По результатам проведенного электронного аукциона на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона ... от «18» февраля 2021г. (идентификационный код закупки ...) был заключен государственный контракт от 1 марта 2021 года .../смр на третий этап - рекультивация земельного участка, занятого техногенными отложениями.
По результатам проведенного электронного аукциона на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона ... от «01» октября 2021г. (идентификационный код закупки ...) был заключен государственный контракт от 12 октября 2021 года на проведение рекультивации новой карты захоронения (четвертый этап).
Работы выполнялись в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «НПО «Проектор», предоставленной государственным заказчиком, прошедшей государственную экологическую экспертизу (заключение от 25 декабря 2019 года, утверждено приказом Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года № 917).
Проектная документация предусматривает устройство новой карты захоронения, экскавацию отходов из тела несанкционированной свалки, сортировку отходов, передачу шин на утилизацию, перемещение загрязненного грунта на новую карту захоронения, рекультивацию земельного участка, занятого несанкционированной свалкой, и рекультивацию новой карты захоронения.
Согласно, заключения Государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Росприроднадзора от 25.12.2019г. № 917, указано: «Ранее земельный участок площадью 16 га был отведен для полигона промышленных отходов постановлением Главы администрации г. Нижнекамска от 2 декабря 1992 года № 389. Свалка была предназначена для захоронения неперерабатываемых отходов шинного производства и эксплуатировалась с 1992 по 1995 годы. В 1995 году была проведена рекультивация земельного участка на площади 25 га». За период с 1995 года произошло механическое нарушение почвенного покрова и растительности.
Несанкционированная свалка в районе села ... к моменту заключения государственных контрактов являлась объектом размещения отходов и была включена в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде на основании приказа о включении объекта в ГРОНВОС от 27.12.2019 г. ....
В целях ликвидации накопленного вреда, ООО «СК «Ак Барс» перемещало часть ранее захороненных отходов в пределах существующего объекта размещения отходов.
В рамках государственного контракта от 27 апреля 2020 года .../смр ООО «СК «Ак Барс» создана новая карта захоронения отходов.
В проектной документации указано, что новая карта захоронения предназначена только для однократного размещения (перезахоронения) отходов. В этой связи исполнение государственных контрактов нельзя признать деятельностью по эксплуатации объекта размещения отходов.
Устройство новой карты захоронения в рамках государственного контракта от 27 апреля 2020 года.../смр завершено в июне 2020 года. Новая карта захоронения поставлена на учет в ГРОРО и в июне 2020 года передана Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района РТ для эксплуатации по акту приемки объекта приемочной комиссией, что подтверждается материалами дела.
Согласно п. 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 "Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).
Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).
Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, ООО «СК «Ак Барс» не ведет деятельности по приему и размещению отходов, а лишь исполнило государственные контракты по ликвидации накопленного вреда, переместив часть отходов из несанкционированной свалки в пределах одного земельного участка.
ООО «СК «Ак Барс» не принимало отходы от третьих лиц для размещения, не извлекало доходы от эксплуатации новой карты захоронения, то есть не эксплуатировало новую карту захоронения. Административным органом иного не представлено.
Кроме того, Государственные контракты не предусматривают обязательства ООО «СК «Ак Барс» осуществить захоронение извлеченных отходов и постановку на учет несанкционированной свалки, новой карты захоронения как объектов негативного воздействия на окружающую среду, и не предусматривают обязанности ООО «СК «Ак Барс» осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
Устройство новой карты захоронения в рамках Государственного контракта от 27 апреля 2020 года .../смр завершено в июне 2020 года. Новая карта поставлена на учет в ГРОРО и передана Исполнительному комитету ... района РТ для эксплуатации по акту приемки объекта.
В этой связи, у ООО «СК «Ак Барс» отсутствовали полномочия владения и пользования в отношении новой карты захоронения.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного инспектора РФ области охраны окружающей среды Волжско – Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СК «Ак Барс» подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ,производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СК «Ак Барс» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «СК «Ак Барс» удовлетворить.
Постановление заместителя главного инспектора РФ области охраны окружающей среды Волжско – Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СК «Ак Барс» о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб. - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья /...
...
...
...
...
Решение17.10.2022