ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-223/19 от 04.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

59RS0004-01-2019-000455-05

№ 12-223/2019

Р Е Ш Е Н И Е

16 апреля 2019 года город Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Порошин О.В.,

с участием заявителя жалобы - представителя Администрации г. Перми Щепина А.В.,

представителей ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации г. Перми Щепина А.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации г. Перми,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 № 423, 2-62(5-ПСЧ),70(5-ПСЧ)-18 от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно в том, что, являясь юридическим лицом, не выполнила требования пожарной безопасности в Российской Федерации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Пермь. ДД.ММ.ГГГГ в 14.38 час. в одноэтажном кирпичном доме по адресу: <Адрес> произошел пожар, на котором подвоз воды осуществлялся от пожарного водоема, расположенного по адресу: <Адрес>, на расстоянии 1100 метров (1,1 км) от места тушения пожара и ДД.ММ.ГГГГ в 18.33 час. в металлической бытовке по адресу: <Адрес> кольцо, 32 произошел пожар, на котором подвоз воды осуществлялся от пожарного водоема, расположенного по адресу: <Адрес> на расстоянии 780 метров (0,78 км) от места тушения пожара, при этом нормативными документами по пожарной безопасности предусмотрено, что расстояние от места пожара, до ближайшего водоисточника не должно превышать 0,2 км (200 м), чем нарушена ст. 62, 68, 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; п. 8.6, 9.11 СП. 8.13130.2009, п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановление правительства РФ от 26.123.2014 и п. 5.10 СП 31.13330.2012.

Администрации г. Перми назначено наказание в виде штрафа в размере 182 000 рублей.

Администрация г. Перми не согласившись с указанным постановлением, обжаловала его в суд, указав, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Нормативные правовые акты в области пожарной безопасности - «СП 8.13.130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178, не проходили государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, являются нормативным документом добровольного применения (п.1.1 раздела 1).

Ранее постановлением от 11.09.2018 № 275, 271 (5-ПСЧ)-18 администрация города Перми уже была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в части несоответствия наружного противопожарного водоснабжения на территории г.Перми, в том числе в Свердловском районе в границах <Адрес>, в которые входят объекты по <Адрес> и <Адрес> кольцо, 32. В соответствии с ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Просит постановление отменить, производство по административному делу прекратить.

Представитель Администрации г. Перми по доверенности Щепин А.В. в судебном заседании поддержал требования и доводы, изложенные в жалобе, просил её удовлетворить и пояснил, что в соответствии с дорожной картой строительства источников противопожарного водоснабжения на территории г.Перми ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Перми принят у подрядчика ООО НПО «Агрострой» законченный строительством пожарный резервуар в <Адрес>, принимаются меры по принятию на регистрационный кадастровый учет данного объекта недвижимости, после чего он будет введен в эксплуатацию. Постановка на государственный кадастровый учет объекта приостанавливается Росреестром с сентября 2018 года до настоящего времени по причине недостатков представленного технического плана сооружения. В соответствии с этой же дорожной картой до 2025 года должны быть построены еще два источника противопожарного водоснабжения в <Адрес> и <Адрес>.

Представители ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, полагая, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, указанные доводы в жалобе были рассмотрены и мотивированны при вынесении постановления.

Заслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела и представленный административный материал, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности установлены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В границах городских населенных пунктов к ним отнесено:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе, к источникам противопожарного водоснабжения, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанный Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ обязателен для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе, питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ и противопожарные резервуары. При этом поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом (ч. 3 ст. 68). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 178 утвержден Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009».

В соответствии с п. 1.1 СП 8.13130.2009 настоящий Свод правил разработан в соответствии со ст.ст. 68 и 99 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является нормативным документом добровольного применения, устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.

Пунктами 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 предусмотрены требования, предъявляемые к размещению пожарных гидрантов и пожарных водоемов.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации утверждается, опубликовывается и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Приказом Росстандарта от 16.04.2014 г. № 474 указанный СП 8.13130.2009 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Так, в указанный перечень был включен СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", в том числе, в части применения п. 5.10.

Согласно п. 5.10 СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

В постановлении должностного лица установлено, что в нарушении требований пожарной безопасности, предусмотренных ст.ст. 63, 68, 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», постановления Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521, п.п. 8.6 и 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 178), п. 5.10 СП 31.13330.2012, администрация города Перми не обеспечила первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа Пермь, а именно наличие наружных источников пожаротушения, соответствующих предъявляемым требованиям, что было установлено ДД.ММ.ГГГГ в 14.38 час. при тушении пожара в доме по адресу <Адрес>, куда подвоз воды осуществлялся от пожарного водоема на расстоянии 1100 м от места тушения пожара, и ДД.ММ.ГГГГ в 18.33 час. в металлической бытовке по адресу: <Адрес> кольцо, 32 произошел пожар, на котором подвоз воды осуществлялся от пожарного водоема по адресу: <Адрес>, на расстоянии 780 м от места тушения пожара.

Указанные обстоятельства установлены должностным лицом на основании протоколов об административном правонарушении №, 70 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; донесениями о пожарах №№ 48, 52 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; рапортами помощника начальника караула 5-ПСЧ ФГКУ «10 отряд ФПС по Пермскому краю» ФИО4, ФИО5, старшего дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы <Адрес> и <Адрес> 1 ОНПР по г.Перми ФИО6, старшего инспектора ОНПР ФИО7; схемами расстановки сил и средств на пожаре.

Между тем, при вынесении указанного постановления должностным лицом не принято во внимание то обстоятельство, что согласно представленным дорожной карте строительства источников противопожарного водоснабжения на территории г.Перми, подписанной и согласованной главами администраций <Адрес>, районов <Адрес>, администрацией г.Перми, акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ – пожарного водоема в <Адрес>, напротив <Адрес>, писем в Росреестр о принятии указанного объекта в муниципальную собственность, администрацией г.Перми предпринимаются практические меры по строительству противопожарных источников водоснабжения в <Адрес> с целью обеспечения противопожарной безопасности.

Должностным лицом не соотнесены финансовые возможности бюджетного учреждения администрации г.Перми с потребностями г.Перми в строительстве новых противопожарных источников водоснабжения (отражены в постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, 271 (5-ПСЧ)-18), их стоимость строительства на примере стоимости строительства водоема напротив <Адрес> - 2 млн. 165 тысяч рублей; не учтено, что с момента вынесения предыдущего постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации г.Перми за противоправное бездействие до момента пожаров ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прошло относительно незначительное время.

При этом суд учитывает, что администрация г.Перми не ссылается в жалобе на недостаток финансовых ресурсов для устройства противопожарных водоемов на территории <Адрес>.

Вместе с тем, суд учитывает, что предпринятые администрацией г.Перми после вынесения постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № 275, 271 (5-ПСЧ)-18 меры по постановке на государственный кадастровый учет и по вводу в эксплуатацию противопожарного водоема по <Адрес> до настоящего времени, как и на момент возникновения пожаров ДД.ММ.ГГГГ по <Адрес> и ДД.ММ.ГГГГ<Адрес> кольцо,32, не привели к вводу его в эксплуатацию, при этом суд считает, что непредоставление в органы Росреестра необходимых технических документов для постановки водоема на государственный кадастровый учет происходит по вине администрации г.Перми, что следует из уведомлений о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости. Сам водоем согласно расстояний на карте «Дубль-ГИС» находится примерно в 870 метрах от дома по <Адрес> и в 460 метрах от дома по <Адрес> кольцо,32. Его расположение не обеспечивает соблюдение требований противопожарной безопасности о расположении противопожарных водоемов применительно ко всем жилым домам <Адрес>.

Таким образом, должностным лицом не в полной мере соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Судья районного суда приходит к выводу о том, что с учетом вышеизложенных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые суд признает исключительными: предпринятых администрацией г.Перми конкретных, но не исчерпывающих мер по строительству противопожарных водоемов в <Адрес>, относительно небольшого периода времени, прошедшего после привлечения администрации г.Перми к административной ответственности за аналогичное бездействие, бюджетное финансирование деятельности администрации г.Перми, назначенный размер административного штрафа является чрезмерным и несправедливым, на основании ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подлежит снижению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Щепина А.В. в интересах администрации г. Перми удовлетворить частично.

Постановление № 432, 2-62(5-ПСЧ),70(5-ПСЧ)-18 от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации г. Перми - изменить, снизить размер административного штрафа до 80 тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья – подпись

Верно. Судья - О.В.Порошин