Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Нижневартовск 20 ноября 2019 года Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Милаев И.М., с участием защитников юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, акционерного общества «Самотлорнефтепромхим» ФИО1, предоставившего доверенность № от 02 октября 2019 года, ФИО6, предоставившего доверенность № от 15 августа 2019 года, ФИО5, предоставившего доверенность № от 19 ноября 2019 года, инспектора ОР ДПС ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Самотлорнефтепромхим» ФИО1 на постановление заместителя начальника ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» ФИО4№ от 12 сентября 2019 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Самотлорнефтепромхим» (далее – АО «СНПХ»), юридический и почтовый адрес: 628600, г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ул. Индустриальная, д. 95, стр. 1, ИНН <***>, ОГРН <***>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя начальника ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» ФИО4№ от 12 сентября 2019 года АО «СНПХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Не согласившись с вышеназванным постановлением, защитник АО «СНПХ» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить в виду отсутствия события административного правонарушения, ссылаясь на то, что цистерна при опорожнении закрывается пневматическими клапанами, установленными заводом-изготовителем в ее корпусе. Дополнительная защита для предотвращения выпуска опасных количеств газов и паров установлена снаружи – дублирующие запорные краны, что подтверждается фотоматериалами. Таким образом, отверстие сливного устройства было закрыто хоть и не винтовыми пробками, глухими фланцами, но другими столь же эффективными приспособлениями. Возражений на жалобу не поступило. Защитник АО «СНПХ» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить и производство по делу прекратить. В дополнении к жалобе указал, что общество не было уведомлено о рассмотрении в отношении него административного дела. Кроме того, должностное лицо ОГИБДД неверно применяет положения п. 4.3.2.3.3ДОПОГ, ошибочно называя раздаточный узел (сервисное оборудование), которое не имеет отношения к автоцистерне - самодельным устройством, применяя настоящее положение. Специализированный заправщик имел свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов № со сроком действия до 20 сентября 2019 года, что исключает наличие на заправщике каких-либо неисправностей. Просил приобщить фотографии транспортного средства. Защитник АО «СНПХ» ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить и пояснил, что специализированный заправщик согласно свидетельству о допущении транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов имеет код ДОПОГ «В», что предусматривает три степени защиты. На заправщике с регистрационным номером № установлено пять степеней защиты и согласно свидетельству транспортное средство было допущено к эксплуатации. Заправочный рукав относится к сервисному оборудованию и к корпусу заправочной автоцистерны никакого отношения не имеет, поэтому к заправочному рукаву требования ДОПОГ не распространяются. Защитник АО «СНПХ» ФИО6 суду пояснил, что специализированный заправщик с регистрационным номером № прошел освидетельствование в ОГИБДД и был допущен к перевозке опасных грузов. Заправочный рукав, установленный на заправщике, служит для слива топлива с автоцистерны в другой автомобиль и является сервисным оборудованием. Инспектор ОР ДПС ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» ФИО3 в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения и пояснил, что автозаправщик перевозил опасный груз - дизельное топливо. При осмотре автозаправщика выявлено, что на заправочном шланге установлено самодельное сливное устройство, которое не закрыто пробкой, глухим фланцем либо иным эффективным приспособлением. В месте крепления самодельного сливного устройства на подкрылке транспортного средства имеются следы розлива перевозимой топливной жидкости. Данные обстоятельства зафиксированы на фото и являются нарушением правил перевозки опасных грузов, предусмотренных п. 23.5 ПДД РФ, п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ. При этом в п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ указано, что отверстия корпусов, опорожняемых снизу, должны закрываться винтовыми пробками, глухими фланцами или другими столь же эффективными приспособлениями. Просил приобщить к материалам дела фотографии осмотра автомобиля, а также снимок из методических рекомендаций по применению ДОПОГ, на левой половине которого на сливном шланге отсутствует заглушка, что является нарушением ДОПОГ, а на правой части снимка на конце сливного шланга установлена заглушка, что соответствует ДОПОГ. Заслушав в судебном заседании участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23октября 1993 года N 1090 (далее – ПДД РФ), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (далее - ДОПОГ) с 28 апреля 1994 года, соответственно, правила, предусмотренные ДОПОГ, применяются на территории Российской Федерации и являются обязательными. Как следует из п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями "A" и "B" ДОПОГ и настоящими Правилами. В соответствии с перечнем опасных грузов, установленным ч. 3 ДОПОГ, к числу опасных грузов относится топливо дизельное (N 1202 по списку ООН). Согласно п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ во время наполнения и опорожнения цистерн, транспортных средств-батарей и МЭГК должны приниматься надлежащие меры для предотвращения выпуска опасных количеств газов и паров. Цистерны, транспортные средства-батареи и МЭГК должны закрываться таким образом, чтобы содержание не могло бесконтрольно проливаться или просыпаться наружу. Отверстия корпусов, опорожняемых снизу, должны закрываться винтовыми пробками, глухими фланцами или другими столь же эффективными приспособлениями. После наполнения ответственный за наполнение должен удостовериться в закрытии всех затворов цистерн, транспортных средств-батарей и МЭГК и в отсутствии утечки. Это также касается верхней части погружной трубы. Из представленных материалов усматривается, что 07 августа 2019 года в 21 час 03 минуты на 51 км. автодороги Нижневартовск – Радужный АО «СНПХ» допустило движение транспортного средства Камаз 43118-46 4667А1, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО8, осуществлявшего перевозку опасного груза - дизельного топлива в количестве 8,400 тонн, с установленным на нем самодельным сливным устройством, которое не закрыто винтовой пробкой, глухим фланцем или другим столь же эффективным приспособлением, отсутствует заводской регулирующий клапан, на подкрылке транспортного средства имеются следы розлива топливной жидкости, что является нарушением п. 23.5 ПДД РФ, п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «СНПХ» протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Фактические обстоятельства дела и виновность юридического лица АО «СНПХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью собранных по делу и исследованных доказательств, в том числе: - протоколом об административном правонарушении № от 27 августа 2019 года, составленным уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется (л.д. 13); - рапортом ИДПС ОР ДПС ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» ФИО3 от 07 августа 2019 года, согласно которому 07 августа 2019 года в 21 час 03 минуты им проверено транспортное средство Камаз, государственный регистрационный знак №, принадлежащее АО «СНПХ», под управлением водителя ФИО8, осуществлявшего согласно товарной-транспортной накладной № от 07 августа 2019 года перевозку опасного груза с нарушением правил перевозки опасных грузов, предусмотренных п. 23.5 ПДД РФ, п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ (л.д. 37); - фототаблицей с изображением транспортного средства Камаз, государственный регистрационный знак №, с установленным на нем самодельным сливным устройством, которое не закрыто винтовой пробкой, глухим фланцем или другим столь же эффективным приспособлением, отсутствует заводской регулирующий клапан, на подкрылке транспортного средства имеются следы розлива жидкости (л.д. 27); - копией свидетельства о регистрации транспортного средства №, согласно которому собственником транспортного средства Камаз 43118-46 4667А1, государственный регистрационный знак № является АО «СНПХ» (л.д. 29); - копией свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов, выданной АО «СНПХ», на транспортное средство с регистрационным номером №, со сроком действия до 20 сентября 2019 года (л.д. 29); - копиями водительского удостоверения, свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя на имя ФИО8 (л.д. 29); - копией приказа генерального директора АО «СНПХ» № от 14 июля 2019 года о направлении водителя ФИО8 в связи с производственной необходимостью (транспортировка нефти) в командировку с 14 июля 2019 года до 20 августа 2019 года (л.д. 29); - копиями путевого листа № от 15 июля 2019 года, товарно-транспортной накладной № от 07 августа 2019 года, выданных АО «СНПХ» на транспортное средство Камаз, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО8, на перевозку опасного груза – дизельного топлива в количестве 8,400 тонн (л.д. 28); - копией постановления по делу об административном правонарушении № от 12 сентября 2019 года, согласно которой ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей за то, что он, являясь механиком АО «СНПХ», 07 августа 2019 года в 21 час 03 минуты на 51 км. автодороги Нижневартовск-Радужный, допустил движение транспортного средства Камаз 43118-46 4667А1, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО8, осуществлявшего перевозку опасного груза - дизельного топлива, с отсутствующим запорным устройством на сливном пистолете в нарушение п. 23.5 ПДД РФ, п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ (л.д. 35). Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что у юридического лица АО «СНПХ» имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного АО «СНПХ» не представлено. Таким образом, АО «СНПХ» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судом установлено, что 07 августа 2019 года в 21 час 03 минуты на 51 км. автодороги Нижневартовск – Радужный АО «СНПХ» допустило движение транспортного средства Камаз 43118-46 4667А1, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО8, осуществлявшего перевозку опасного груза - дизельного топлива в количестве 8,400 тонн, с установленным на нем заправочным шлангом с самодельным сливным устройством, соединенным с корпусом цистерны. Самодельное сливное устройство имеет металлический корпус, конец которого не закрыт винтовой пробкой, глухим фланцем или другим столь же эффективным приспособлением, отсутствует заводской регулирующий клапан, что является нарушением п. 23.5 ПДД РФ, п. 4.3.2.3.3 ДОПОГ. Доводы жалобы о том, что цистерна при опорожнении закрывается пневматическими клапанами, установленными заводом-изготовителем в ее корпусе, дополнительная защита для предотвращения выпуска опасных количеств газов и паров установлена снаружи – дублирующие запорные краны, не могут быть приняты во внимание, поскольку обществу вменяется в вину установление на транспортном средстве самодельного сливного устройства, не закрытого винтовой пробкой, глухим фланцем или другим столь же эффективным приспособлением, а также отсутствие заводского регулирующего клапана на нем, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящей жалобы. Довод жалобы о том, что общество не было уведомлено о рассмотрении в отношении него административного дела, подлежит отклонению. Как усматривается из постановления от 12 сентября 2019 года, дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено в присутствии законного представителя АО «СНПХ» ФИО9, предоставившего доверенность № от 12 сентября 2019 года. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается. На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л : Постановление заместителя начальника ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» ФИО4№ от 12 сентября 2019 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Самотлорнефтепромхим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Самотлорнефтепромхим» ФИО1 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья: И.М. Милаев |