Дело № 12-223/2019
РЕШЕНИЕ
21 августа 2019 г. г. Новосибирск
Судья Заельцовского районного суда г. Новосибирска Хромова А.А., при секретаре Захарове А.Е., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу № __ от xx.xx.xxxx г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от xx.xx.xxxx г. по делу __ конкурсный управляющий акционерного общества «РОСТА» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением ФИО1 не согласился. В жалобе заявитель указал, что не согласен с постановлением и считает его незаконным в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно разъяснениям, данным в обзоре практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года от 03.06.2013 г. при разрешении вопроса о подведомственности дел по жалобам на постановления должностных лиц органов государственного статистического учета о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую названным Законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Данной нормой законодатель разграничил профессиональную деятельность арбитражных управляющих и предпринимательскую деятельность, тем самым установив, что регулируемая законодательством о банкротстве деятельность арбитражных управляющих не является предпринимательской деятельностью. При выполнении своих обязанностей арбитражный управляющий выступает в качестве должностного лица.
Правила подведомственности арбитражным судам дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях определены в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ. Данная норма не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом жалоб должностных лиц на постановления о привлечении их к административной ответственности за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в отношении таких лиц в соответствии с абзацем пятым ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрены арбитражным судом по первой инстанции. При изложенных обстоятельствах рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, вынесенных должностными лицами органов государственного статистического учета, должно осуществляться по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, судьей районного суда по месту рассмотрения дела.
В обжалуемом Постановлении Новосибирскстат указывает на непредставление первичных статистических данных по форме __ за xx.xx.xxxx год по филиалу АО «РОСТА», расположенному на территории Новосибирской области по адресу: __, г. Новосибирск, ....
Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «РОСТА» не имеет филиала, расположенного по вышеуказанному адресу.
Таким образом, неверное указание адреса филиала юридического лица в обжалуемом Постановлении влечет к правовой неопределенности относительно факта существования вышеназванного филиала.
Заявитель полагает обжалуемое Постановление подлежащим отмене, в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2019 г. по делу А41-79022/2017 АО «РОСТА» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Тем же судебным актом суд обязал руководителя АО «РОСТА» М.С.А. в трехдневный срок передать исполняющему обязанности конкурсного управляющего все печати и штампы, материальные и денежные средства должника, а также всю документацию.
В соответствии со ст. 126 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ФИО1 обратился к руководителю АО «РОСТА» М.С.А. с требованием-запросом о предоставлении информации и документов от xx.xx.xxxx г., в котором указано на обязанность М.С.А. передать в течение трех дней со дня утверждения ФИО1 конкурсным управляющим АО «РОСТА» бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности должника конкурсному управляющему. Однако данный запрос остался неисполненным.
xx.xx.xxxx года конкурсный управляющий АО «РОСТА» ФИО1 обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением об истребовании информации и документов у бывшего руководителя должника.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.05.2019 г. по делу № А41-79022/2017 вышеуказанное заявление принято к рассмотрению. Судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 24.06.2019 г.
Таким образом, с момента возникновения обязанности по передаче первичных статистических данных в органы государственной статистики и по сегодняшний день, конкурсному управляющему указанные документы и информация переданы не были. Следовательно, у конкурсного управляющего отсутствует возможность предоставить первичные статистические данные во исполнение требований статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, податель жалобы полагает Постановление Новосибирскстата от xx.xx.xxxx г. по делу __ подлежащим отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель просит суд: Признать незаконным и отменить Постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от xx.xx.xxxx г. по делу __ о назначении административного наказания, вынесенного в отношении конкурсного управляющего АО «РОСТА» ФИО1.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы не признала по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации", а также пункту 3 Положения "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъекту официального статистического учета. Состав и информацию, адреса, сроки и способы ее предоставления, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
Из обстоятельств дела видно, что xx.xx.xxxx года на основании протокола об административном правонарушении возбуждено дело __ об административном правонарушении по признакам правонарушения предусмотренного статьёй 13.19 КоАП РФ в отношении конкурсного управляющего АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОСТА" (открыто конкурсное производство) - ФИО1.
Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы ст. 71 Конституции РФ и Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных закреплены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.
На основании ч.1 ст.5 Федерального закона № 282 официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
В силу норм ч.ч. 1, 2 ст.6 Федерального закона № 282 федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 282 респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 282 одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность статистической информации.
В целях реализации указанных положений, а также чч.5 и 9 ст.5 и ч.4 ст.6 Федерального закона от 29.11.2007г. №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.07.2018г. №449 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов».
Согласно указаниям по заполнению (утв. Приказом РОССТАТА от 30.11.2017г. № 799):
1) Форму №11 предоставляют все юридические лица, относящиеся к крупным исредним предприятиям, включая филиалы и представительства, юридические лицакоторых расположены за пределами Новосибирской области, кроме малыхпредприятий (в том числе относящихся к ним организаций потребительскойкооперации) и некоммерческих организаций (за исключением организацийпотребительской кооперации, которые в рамках своей основной уставной деятельностизанимаются хозяйственной деятельностью, получая прибыль, например,потребительские общества и их союзы, сельскохозяйственные потребительскиекооперативы).
2) Срок предоставления формы № 11 за 2018г.в органы государственнойстатистики - 1 апреля 2019 г.
3) Юридическое лицо заполняет настоящую форму, проверяет ее ипредоставляет в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения почтой,нарочным или в электронном виде.
4) Филиалы, представительства и подразделения, действующих на территорииРоссийской Федерации иностранных организаций также предоставляют настоящуюформу федерального статистического наблюдения в порядке, установленном дляюридических лиц.
5) Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,заполняют и предоставляют форму на общих основаниях.
6) Организации банкроты, на которых введено конкурсное производство, неосвобождаются от предоставления сведений по форме №11. Только после вынесенияопределения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсногопроизводства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи оликвидации должника (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной иосвобождается от предоставления сведений по форме федерального статистическогонаблюдения.
АО «РОСТА» является юридическим лицом; согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 15.04.2019г. не содержится, тип предприятия - «2» (коммерческое предприятие, не относящее к субъектам малого и среднего предпринимательства), основной вид экономической деятельности по ОКВЭД2 - «46.46» - Торговля оптовая фармацевтической продукцией.
Таким образом, АО «РОСТА» является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» и обязано представлять в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.
В нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" АО «РОСТА» в срок 1 апреля 2019г. не были предоставлены первичные статистические данные по форме № 11 за 2018 год по филиалу АО «РОСТА», расположенному на территории Новосибирской области по адресу: __, г. Новосибирск, ... а.
Согласно приказу Федеральной службы государственной статистики от 30.11.2017 г. № 799 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения утверждена форма федерального статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов».
Первичные статистические данные по форме № 11 представляют ежегодно 1 апреля года следующего за отчетным годом.
Отчетность от имени АО «РОСТА» по форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» не предоставлена в Новосибирскстат до настоящего времени.
Согласно п. 5 Положения «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение), руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица. В случае отсутствия распоряжения о назначении должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные), ответственность несет руководитель организации.
В своей жалобе заявитель указал, что АО «РОСТА» не имеет филиала, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ... а, со ссылкой на выписку из ЕГРЮЛ.
Однако, ведение Единого государственного реестра юридических лиц осуществляется налоговыми органами. Данные хозяйствующих субъектов об имеющихся филиалах и/ или подразделениях в органы государственной статистики подаются самими хозяйствующими субъектами.
Так, для учета и идентификации организаций существует статистический регистр хозяйствующих субъектов. Согласно п.6 приложения 4 инструкции, утвержденной Федеральной службой государственной статистики (Росстат) «О порядке учета и идентификации хозяйствующих субъектов в Статрегистре Росстата» основанием для включения в Статрегистр филиалов, представительств, иных обособленных подразделений российских юридических лиц являются копии следующих документов:
- Положения о данном обособленном подразделении, утвержденного создавшим его юридическим лицом;
- Организационно - распорядительный документ юридического лица (приказа, решение совета директоров, протокол общего собрания акционеров и т.п.) о создании данного обособленного подразделения;
- Свидетельства о государственной регистрации юридического лица
- Свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.
Согласно, имеющейся карточки учета объекта регистра № 287 в Статрегистре хозяйствующих субъектов, Общество само предоставило информацию о наличии и местонахождении филиала в Новосибирскстат для внесения сведений в Статрегистр хозяйствующих субъектов.
Кроме того, в отчете но форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» за 2017 год, предоставленном самим Обществом в Новосибирскстат, указаны сведения о территориально обособленных подразделениях, а именно Новосибирский филиал ЗАО «РОСТА» расположенный по адресу: __, г. Новосибирск, ... а.
Таким образом, местонахождение филиала юридического лица в постановлении от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении __ указано, верно.
Учитывая, что 31.01.2019 г. ФИО1 назначен конкурсным управляющим АО «РОСТА» решением Арбитражного суда Московской области (дело № А41-79022/2017) АО «РОСТА» признано несостоятельным (банкротом), у него была возможность получить необходимые документы, позволяющие в срок до 1 апреля 2019 г. представить отчет по форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» за 2018 год в Новосибирскстат своевременно: Согласно п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В жалобе конкурсным управляющим АО «РОСТА» ФИО1 указано, что бухгалтерская и иная документация должника, печати, штампы и иные ценности должника в установленный срок бывшем руководителем АО «РОСТА» переданы ему не были. Заявление об истребовании информации и документов, у бывшего руководителя должника, конкурсным управляющим АО «РОСТА» в Арбитражный суд Московской области было подано только 17 мая 2019 г., то есть после того, как им было получено извещение об административном производстве по признакам непредоставления первичных статистических данных, направленное Новосибирскстатом 23.04.2019 г. почтовым отправлением, получено указанное извещение адресатом 29.04.2019 г., а так же, после получения адресатом протокола от 06.05.2019 г. и определения к протоколу о назначении даты, времени щ места рассмотрения дела об административном правонарушении (получены адресатом 14.05.2019 г.).
На указанные документы, полученные конкурсным управляющим АО «РОСТА» своевременно, в Новосибирскстат не было представлено никаких объяснений и доказательств, подтверждающих невозможность представления отчета по форме № 11 за 2018 год в органы государственной статистики в установленный срок.
Таким образом, с момента утверждения ФИО1 конкурсным управляющим АО «РОСТА» от 31.01.2019 г. и до момента представления первичных статистических данных по форме № 11 за 2018 год в органы государственной статистики, а именно 01.04.2019 г. у конкурсного управляющего была возможность своевременно организовать работу по истребованию информации и документов у бывшего руководителя АО «РОСТА» и представить в установленный срок в Новосибирскстат первичные статистические данные по форме № 11 за 2018 год.
Согласно ст. 129 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанностью конкурсного управляющего является выявление имущества с последующей его реализацией с целью погашения долгов перед кредиторами.
Отчет по форме № 11 за 2018 год «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» и предполагает предоставление сведений о наличии и движении имущества организации.
Заявитель указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, что так же не соответствует действительности.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов, конкурсным управляющим АО «РОСТА» ФИО1 в установленном порядке первичные статистические данные по форме № 11 за 2018 г. в Новосибирскстат представлены не были. Временем совершения правонарушения следует считать 02.04.2019 г.
Таким образом, конкурсный управляющий АО «РОСТА» ФИО1 нарушил требования действующего законодательства, выразившиеся в ненадлежащем выполнении своих обязанностей, следовательно, состав административного правонарушения имеется.
В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Так как, в действиях конкурсного управляющего АО «РОСТА» ФИО1 установлены все элементы состава административного правонарушения, установлен сам факт противоправного деяния - событие административного правонарушения так же имеется.
Виновность лица в совершении административного правонарушения доказана. Установлено, что имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, конкурсный управляющий АО «РОСТА» ФИО1 не предпринял вес зависящие от него необходимые меры по их соблюдению, а именно не представил в установленные сроки отчет по форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», что привело к совершению административного правонарушения (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
__ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в Новосибирскстат представлены не были.
По состоянию на xx.xx.xxxx г. отчет по форме № 11 за 2018 г. в Новосибирскстат не поступил, противоправное действие, совершенное лицом, не устранено.
Таким образом, конкурсный управляющий АО «РОСТА» ФИО1 нарушил требования действующего законодательства о представлении в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений
Действия конкурсного управляющего АО «РОСТА» ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ
Должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации от имени АО «РОСТА» является конкурсный управляющий.
Следовательно, ФИО1 виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Субъектом ответственности за указанное правонарушение является должностное и приравненное к нему лицо, в служебные обязанности которого входит предоставление статистической информации.
Обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица, лежит на его руководителе (п. 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620).
В силу статьи 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ) конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных этим Законом полномочий.
Абзацем первым пункта 1 статьи 20.2 указанного Закона предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, конкурсный управляющий, на которого возложены полномочия руководителя, должен обеспечить соответствующую работу предприятия. Как руководитель он несет ответственность с момента назначения, в том числе и за предоставление в органы государственного статистического учета статистической информации должника, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований, для отмены правильного по существу постановления по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.30.7. ч.1 п.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от xx.xx.xxxx г. по делу __ в отношении конкурсного управляющего акционерного общества «РОСТА» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Заельцовский районный суд г. Новосибирска в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Хромова