ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-223/20 от 01.10.2020 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес>

<адрес> 01 октября 2020 года

Судья <адрес> районного суда <адрес> Петренко А.П.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении – ФИО1,

представителя контрольно-счетной палаты муниципального образования <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес>ФИО8. от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубо нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой отчетности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой она просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить, указав, что для привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета.

Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследован не был, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ее служебных обязанностей не установлено.

Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности, то есть объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают бюджетные правоотношения, связанные с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетной отчетности. Согласно должностной инструкции на заместителя начальника управления муниципальной собственности, начальника отдела имущественных и земельных отношений ФИО1 утвержденной от ДД.ММ.ГГГГ и Положения об отделе имущественных и земельных отношений управления муниципальной собственности администрации муниципального образования <адрес>, утвержденное постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности, не возлагались, поэтому она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная централизованная бухгалтерия муниципального образования <адрес>» является юридическим лицом, находящимся в ведении администрации муниципального образования <адрес>, осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Действующими нормативно-правовыми актами администрации муниципального образования <адрес> не предусмотрены действия по направлению в МКУ «МЦБ МО <адрес>» в обязательном порядке бюджетной отчётности либо в установленные сроки подписанные, своевременно и качественно оформленные первичные документы для отражения их бухгалтерском учете отделом имущественных и земельных отношений управления муниципальной собственности администрации муниципального образования <адрес>.

В МКУ «МЦБ МО <адрес>» отделом предоставляется ежемесячно информация по устной договоренности (но не отчетность по установленной форме) из программного продукта программного продукта Модернизированная государственная информационно-аналитическая система «Единая система учета объектов и неналоговых доходов в <адрес>» на территории <адрес> в виде акта поступлений неналоговых доходов в бюджет муниципального образования <адрес> по администратору поступлений «902».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, то есть, в соответствии положениями законодательства о бухгалтерском учете руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, данная норма отражена в Пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Если даже ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами).

Кроме этого, в соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о злоупотреблений должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под организационно-распорядительными функциями следует понимать

полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных изысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решения, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Согласно п.5 названного Постановления, как административно- хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а так же по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Согласно должностной инструкции на заместителя начальника управления муниципальной собственности, начальника отдела имущественных и земельных отношений ФИО1 утвержденной от ДД.ММ.ГГГГ, а так же другими нормативно - распорядительными документами администрации, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции на нее не возлагались.

Из принципа презумпции невиновности следует, что должностное лицо, привлекающее к административной ответственности и составившее протокол, обязано доказать ее виновность. Данное лицо должно представить документ (а не свои выводы), где она лично допустила ошибку в бюджетной отчетности.

На основании вышеизложенного, считает, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету не соответствуют норме закона, подлежит к отмене.

В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить, постановление отменить.

Участвующая в судебном заседании председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования <адрес>ФИО4, возражала об удовлетворении доводов изложенных в жалобе, просила оставить постановление мирового судьи судебного участка № <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, обозрев дело об административном правонарушении , судья приходит к следующему.

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес>ФИО9. от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15Л5.6 КоАП РФ за грубо нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой отчетности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Административное правонарушение по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает, административную ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ), п. 14 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» далее - (стандарт «Концептуальных основ»), п. 5 Инструкции н, п. 6 Инструкции н руководители организаций бюджетной сферы вправе передать ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В централизованную бухгалтерию должны передаваться соответствующие первичные документы для отражения хозяйственных операций в учете согласно правилам документооборота, установленного в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом особенностей организации ведения учета, предусмотренных таким договором (соглашением) (п. 22 стандарта «Концептуальные основы»).

В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п. 24 стандарта «Концептуальные основы» своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы. При этом лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачу либо несвоевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (см. также п. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Субъектами административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ являются должностные лица организаций бюджетной сферы, перечисленных в п. 1 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ (должностные лица государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности).

Исходя из вышеуказанной нормы следует, что субъектами административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ являются должностные лица субъектов бюджетной отчетности, поименованные в п. 1 Инструкции N 191н и п. 4 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 162н (должностные лица субъектов бюджетной отчетности), а также должностные лица участников бюджетного процесса и иных экономических субъектов, представляющих в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующими бюджетные правоотношения, сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, а также исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с частью 11 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ (далее - БК РФ) администрация муниципального образования <адрес> является органом местного самоуправления и по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (далее - ОКОПФ) относится к муниципальным казенным учреждениям, созданным муниципальным образованием, осуществляющие оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Данный факт подтверждается выпиской из общедоступного сайта Краснодарстата ОКПО 04019166 от ДД.ММ.ГГГГ (ОКОПФ 75404 присваивается муниципальным казенным учреждениям).

Так же в силу статьи 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов, особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций. На основании вышеуказанной статьи 152 БК РФ и статьи 160.1.БК РФ постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка осуществления администрацией муниципального образования <адрес> бюджетных полномочий администратора доходов бюджета муниципального образования <адрес>» утвержден Порядок (правила) осуществления отделом имущественных и земельных отношений управления муниципальной собственности администрации муниципального образования <адрес> полномочий администратора неналоговых доходов (далее - Администратор). Разделом 7 вышеуказанного Порядка предусмотрен порядок заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым неналоговым доходам Администратором.

Должностное лицо - заместитель начальника управления муниципальной собственности, начальник отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес>ФИО1 согласно должностной инструкции (пункт 3.15 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ) обеспечивает организацию в установленном законодательством порядке администрирования неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>, несет ответственность, за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также за работу подчиненного персонала.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1, являясь должностным лицом, в обязанности которой входит организация в установленном законодательством порядке, администрирование неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность которых не разграничена на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>, являясь участником бюджетного процесса, предоставила первичные документы, информация в которых не соответствует свершившимся фактам хозяйственной жизни, что привело к искажению показателя бюджетной (бухгалтерской) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах более чем на 10 процентов.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ, письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ). Установление виновности в правонарушении заключается в установлении конкретных противоправных действий (бездействия) лица, непосредственно их совершившего в объективной действительности и образующих причинную связь с выявленными нарушениями.

Таким образом, субъект административной ответственности - это должностное лицо учреждения, органа местного самоуправления в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В п. 4 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками с формированием кадрового потенциала и определением трудовых функций, организации порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения административных взысканий и т.п.

Кроме того, постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об администрировании неналоговых доходов» функции администратора поступления неналоговых доходов муниципального образования Приморско - <адрес> возложены на структурные подразделения администрации муниципального образования <адрес>.

Отдел имущественных и земельных отношений управления экономического развития и муниципальной собственности администрации муниципального образования <адрес> является структурным подразделением администрации.

С учетом изложенных обстоятельств считаю, что ФИО1 является должностным лицом органа местного самоуправления и подлежит административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, так как в ее должностной инструкции закреплена обязанность по организацию в установленном законодательством порядке администрирования неналоговых доходов, в соответствии с установленным Порядком (правилами) составляет и отражает в бюджетном учете первичные документы по администрируемым неналоговым доходам, а их не своевременное представление и (или) непредставление повлекло за собой искажение показателей отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Довод заявителя, о том, что в ходе рассмотрения дела данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, не было установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ее служебных обязанностей, суд считает не состоятельным, так как суд первой инстанции верно пришел к выводу, что ФИО1, будучи должностным лицом, в обязанности которой входит организация в установленном законодательством порядке администрирование неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>, являясь участником бюджетного процесса, предоставила первичные документы, информация в которых не соответствует свершившимся фактам хозяйственной жизни, что привело к искажению показателя бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Таким образом, доводы ФИО1 изложенные в жалобе, являются необоснованными, опровергаются материалами дела.

Нарушений процессуального характера при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, влекущих отмену постановления судом не установлено, оснований применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Судья считает, постановление мирового судьи судебного участка <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 4 ст. 15Л5.6 КоАП РФ законным и обоснованным, а жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 30.4-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка Приморско - <адрес>ФИО11. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья <адрес>

районного суда: ФИО12