№ 12-223/2016
Р Е Ш Е Н И Е
04 мая 2016 года г.Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Петрищева Е.В.
при секретаре Шаволиной Е.С.,
с участием:
-представителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области - главного государственного инспектора труда ФИО1, действующей на основании доверенности от 18.04.2016 года,
-защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, действующей на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... № N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... № N от ... директор ГАПОУ «...» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 4 000 рублей.
ФИО3 обратился с жалобой в Ленинский районный суд ..., в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. Считает наложенное взыскание необоснованным.
В жалобе указывает, что из трех вменяемых ему нарушений норм трудового законодательства, фактически нарушен только п.1 порядок составления графика сменности сторожей и дежурной по общежитию (ч.3, ч.4. ст.103 ТК РФ). Из всех возможных нарушений трудового законодательства, в том числе при выплате заработной платы, оформлении трудовых отношений, фактически единственным нарушением является отсутствие согласования профсоюзного органа графика сменности за январь 2016г., считает данное нарушение малозначительным, позволяющим освободить его от административной ответственности.
По п.2, п.3 о непредставлении работникам сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска по результатам аттестации, считает, что отсутствует состав правонарушения. Отмечает, что в постановлении неверно указана дата проведения аттестации, неверно указаны номера аттестационных карт и как следствие неверные выводы о предоставлении дополнительных компенсаций и гарантий. В отношении ФИОФИОФИО. правомерно принято решение о выборе одной, а не нескольких компенсаций. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций установлены коллективным договором, который прошел надлежащую уведомительную регистрацию. В отношении ФИОФИО дополнительные гарантии и компенсации не должны быть предусмотрены, т.к. класс условий труда - 2. Просит постановление от 10.02.2016 года отменить.
Лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил жалобу рассмотреть в его отсутствие с участием его защитника.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Главный Государственный инспектор труда в Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Рассмотрев жалобу, исследовав представленный материал, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении жалобы по следующим основаниям:
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, образуется в случае нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из представленных материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в ... в период с ... по ... проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ГАПОУ «...».
В результате проведенной проверки в ГАПОУ «...», расположенном по адресу: г. ... были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно установлено, что по состоянию на ...:
- в нарушение ч.3, ч.4 ст. 103 ТК РФ графики сменности сторожей и дежурных по общежитию работодатель составил без учета мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ и не доведен до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие, так как в графиках сменности сторожей и дежурных по общежитию на январь 2016 отсутствует дата утверждения графика работодателем, отсутствует согласование с представительным органом работников и дата ознакомления с графиками сторожей ФИО., ФИО., ФИО а также подпись и дата об ознакомлении дежурной по общежитию ФИО
- по результатам проведенной в июне 2012 аттестации рабочих мест по условиям труда установлено 64 рабочих места с вредными условиями труда, на которых установлен класс 3.1, 3.2, на которых заняты 73 работника, но в нарушение ст.22, 92 ТК РФ работникам, занятым на рабочих места с вредными условиями труда, в том числе поварам ФИО и ФИО (к.ат.р.м. N), уборщику производственных и служебных помещений (столовая) ФИО (к.ат.р.м. N), слесарю-сантехнику ФИО (к.ат.р.м. N), заведующей столовой ФИО (к.ат.р.м. N) и другим не предоставляется сокращенная продолжительность рабочего времени,
- по результатам проведенной в июне 2012 аттестации рабочих мест по условиям труда установлено 64 рабочих места с вредными условиями труда, на которых установлен класс 3.1,3.2, на которых заняты 73 работника, но работникам, занятым на данных рабочих местах не предоставляются дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда, в том числе поварам ФИО и ФИОк.ат.р.м. N), уборщику производственных и служебных помещений (столовая) ФИО (к.ат.р.м. N), слесарю-сантехнику ФИОк.ат.р.м. N), заведующей столовой ФИО (к.ат.р.м. N) и другим работникам за период работы за 2014 - 2016 годы не предоставлены дополнительные отпуска, так как к проверке не представлены подтверждающие документы (ст.22,117 ТК РФ).
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Вывод должностного лица о нарушении директором ГАПОУ «...» ФИО3 трудового законодательства подтверждается собранными по делу достаточными доказательствами.
Действия ФИО3 правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
По мнению суда, порядок привлечения к административной ответственности ФИО3 Государственной инспекции труда в ... не нарушен.
Административное наказание назначено ФИО3 в пределах, установленных санкцией ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для его изменения не имеется.
Что касается доводов жалобы о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ. Положения ст.2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение. Нарушение трудовых прав является существенным нарушением конституционных прав граждан. Поэтому административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, совершенное директором ГАПОУ «...» ФИО3 - вопреки доводам жалобы нельзя признать малозначительным.
Существенных нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица, при производстве по делу не допущено.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008г. N «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», действовавшим на момент предоставления гарантий и компенсаций (диапазон действия редакции с ... по ...) по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В соответствии с разъяснениями министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2013г. «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. №870» до реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. №870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426 "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
До вступления в силу федеральных законов N 426 и №421 гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N870, с учетом разъяснений министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2013г. «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. №870».
К моменту вступления в силу Федерального закона N421 виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 426 результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426 проведения внеплановой специальной оценки условий труда. При этом, для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
Поскольку аттестация рабочих мест ГАПОУ «...» согласно результатам проверки проводилась в 2012 году, объем предоставляемых работникам гарантий, предусмотренных ТК РФ, должен определяться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое предоставляет работодателю право предоставлять одну или несколько гарантий работникам, в связи с чем руководителем ГАПОУ «...» не нарушены нормы трудового законодательства.
Кроме того, объем предоставленных гарантий определен работодателем в коллективном договоре, который прошел уведомительную регистрацию. Согласно листа ознакомления работники ознакомлены о решениях общего собрания трудового коллектива, которым внесены изменения в коллективный договор, а именно дополнительное соглашение, где содержится перечень работников, имеющих право на доплату за неблагоприятные условия труда и дополнительный отпуск.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... № N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора ГАПОУ «... медицинский колледж» ФИО3 не может быть признано законными и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит изменению, а именно из постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... № N от ... подлежит исключению указание на виновность ФИО3 в нарушении ст.ст. 92 и 117 ТК РФ.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ЖалобуФИО3 - удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... № N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора ГАПОУ «...» ФИО3 изменить, исключив из него указание на виновность ФИО3 в нарушении ст.ст. 92 и 117 ТК РФ, в остальной части постановление – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд ...
Судья: подпись Е.В. Петрищева
Копия верна:
Судья:
Секретарь: