ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-223/2016 от 23.03.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 12-223/2016

Р Е Ш Е Н И Е

23марта2016года городИжевск

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Габдрахманов А.Р., рассмотрев жалобу Администрации города Ижевска на постановление заместителя начальника отдела экологической обязанности и надзора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики - старшего государственного инспектора Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды ФИО1 от 01 декабря 2015 № 289-1/ПС о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ Администрации г. Ижевска ИНН <***>, адрес: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела экологической обязанности и надзора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики - старшего государственного инспектора Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды ФИО1 от 01 декабря 2015 года Администрация г.Ижевска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Администрация г.Ижевска обратилась с жалобой в суд. Жалоба мотивирована тем, что министерством неверно определено лицо, ответственное за сброс жидких коммунальных отходов на почву.

В судебном заседании защитник Администрации г. Ижевска ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, по основаниям указанным в ней. Дополнительно пояснила, что Администрация г.Ижевска не является субъектом, осуществляющим деятельность по сбросу отходов на почву. Считает, что ответственность лежит на домовладельцах, осуществляющих сброс жидких коммунальных отходов на почву.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, будучи не связан доводами жалобы, прихожу к следующему.

Согласно обжалуемому постановлению событие административного правонарушения выразилось в несоблюдение Администрацией г. Ижевска экологических требований при сборе, накоплении, размещении отходов производства и потребления. Указанное нарушение выразилось в том, что из трубы центрального коллектора у дома № 11 по ул.Вишневая в <...> осуществляется сброс жидких коммунальных отходов на почву, имеющих 4 класс опасности для окружающей природной среды, оказывают острое токсическое воздействие.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении;

- актами отбора проб для анализа, протоколами результатов экотоксилогического анализа сточной воды, отхода.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

С таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

Согласно ст.13 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что Администрация г.Ижевска осуществляет деятельность в области сброса жидких коммунальных отходов на почву по адресу: дом № 11 по ул.Вишневая в <...>.

При этом полномочия Администрации г. Ижевска по организации водоотведения на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Администрацией Ленинского района г. Ижевска, являющейся территориальным органом Администрации г. Ижевска, проведено совещание по вопросу предотвращения сброса жидких коммунальных отходов на почву в мкр. Шунды, по результатам которого 23.03.2016 года силами МУП г. Ижевска «Ижводоканал» проведены работы по тампонированию несанкционированных выпусков в сети канализации.

Следовательно, Администрацией г. Ижевска реализованы ее властно-распорядительной функции в области обращения с жидкими коммунальными отходами.

Таким образом, Администрация г. Ижевска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела экологической обязанности и надзора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики - старшего государственного инспектора Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды ФИО1 № № 289-1/ПС от 01 декабря 2015 года, вынесенное в отношении Администрации г. Ижевска по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Ижевска подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника отдела экологической обязанности и надзора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики - старшего государственного инспектора Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды ФИО1 № 289-1/ПС от 01 декабря 2015 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ Администрации г. Ижевска РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу Администрации г. Ижевска удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Р. Габдрахманов