Дело № 12-223/2017
Р Е Ш Е Н И Е
18 декабря 2017 г. г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. жалобу администрации Нытвенского муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района от 17 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
29 августа 2017 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому району в отношении администрации Нытвенского муниципального района составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Из протокола следует, что 07 августа 2017 года с 13-45 часов до 16-45 часов в ходе осуществления повседневного надзора за эксплуатационным состоянием муниципальной автомобильной дороги «Волеги-Чайковская-Луговая» выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети:
- с 2 км+400 м по 5 км+200 м на проезжей части дороги в асфальтобетонном исполнении, проходящей через населенный пункт ст. Чайковская, обозначенного дорожными знаками 5.23.1 и 5.24.1 «Начало и конец населенного пункта», а также с 2 км+ 400 м по 3 км+600 м и с 4 км+300 м по 5 км+200 м отсутствует стационарное уличное освещение,
- с 1 км+400 м по 1 км+450 м с правой стороны проезжей части имеется 4 выбоины глубиной от 6,6 см до 14 см, длиной от 80 см до 1,2 м, шириной от 40 см до 66 см,
- на 3 км+800 м имеется 2 выбоины глубиной от 7,8 см до 11,6 см, длиной от 95 см до 180 см, шириной от 162 см до 170 см,
- с 4 км+200 м по 4 км+300 м с правой стороны проезжей части имеются наполненные водой 2 выбоины глубиной от 10 см до 14,5 см, длиной от 160 см до 2 м, шириной 50 см до 1,9 м,
- с 4 км+100 м по 4 км+300 м (справа по направлению д. Луговая) имеется занижение обочины по соотношению края проезжей части на 18 см протяженностью 180 м.
Указанные недостатки являются нарушением п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района от 17 октября 2017 года юридическое лицо администрация Нытвенского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Нытвенский районный суд, защитник юридического лица Чухарева Е.В., действующая на основании доверенности, просит постановление отменить, производство по делу прекратить либо снизить размер назначенного административного штрафа. Жалоба мотивирована тем, что администрация Нытвенского муниципального района не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку уполномоченным органом по осуществлению полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Нытвенского муниципального района является МКУ «Управление капитального строительства», которое и заключает муниципальные контракты на содержание автомобильных дорог. Выявленные недостатки в содержании дороги были устранены за счет средств, выделенных из бюджета Нытвенского муниципального района. Размер назначенного наказания является значительным, не соответствующий характеру совершенного административного правонарушения.
В судебном заседании глава администрации Нытвенского муниципального района ФИО1, защитники Чухарева Е.В. и Чувашов В.Ю. доводы жалобы поддержали.
Представитель Отдела МВД России по Нытвенскому району ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении, просил отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что постановление является законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ, образует несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. N 221 (далее ГОСТ Р 50597-93) установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см (п.3.2.1 ГОСТ Р 50597-93).
Пунктами 4.6.1.1 и 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должны быть не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Как следует из материалов дела, 07 августа 2017 года должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому району при проведении контрольных мероприятий за состоянием улично-дорожной сети на автодороге «Волеги-Чайковская-Луговая» выявлены недостатки в ее содержании, угрожающие безопасности дорожного движения (наличие выбоин, превышающих предельные размеры, установленные пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, отсутствие стационарного уличного освещения, занижение обочины по соотношению края проезжей части), о чем составлены акты выявленных недостатков с фототаблицами к ним (л.д.5-20).
Асфальтобетонная автомобильная дорога «Волеги-Чайковская-Луговая» является собственностью муниципального образования «Нытвенский муниципальный район», что подтверждается реестром муниципальных автомобильных дорог Нытвенского муниципального района и свидетельством о государственной регистрации права собственности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что администрация необоснованно привлечена к административной ответственности, так как полномочия по содержанию муниципальных дорог передала МКУ «Управление капитального строительства», не влечет отмену обжалуемого постановления.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Нытвенский муниципальный район», принятого решением Земского собрания Нытвенского муниципального района от 22 июня 2005 г. N 54 (с последующими изменениями), к вопросам местного значения Нытвенского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 20 Устава администрация Нытвенского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Решением Земского собрания Нытвенского муниципального района от 29.07.2016 № 233 утверждено Положение об администрации Нытвенского муниципального района, которым установлена компетенция указанного органа.
Согласно пункту 1.3 данного Положения администрация района осуществляет отнесенные к ее ведению полномочия по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные федеральными законами и законами Пермского края; осуществляет владение, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Нытвенского района (п.4.9); выступает в качестве муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения (п.4.10); учреждает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в порядке, установленном федеральными законами и Уставом Нытвенского муниципального района (п.4.11); определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности подведомственных организаций (п.4.13). Кроме того, в силу п.5.2.20 Положения глава администрации муниципального района осуществляет контроль деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации района.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, а также названных выше положений Устава Нытвенского муниципального района и Положения об администрации Нытвенского муниципального района, свидетельствует о том, что администрация, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ и является минимальным.
Довод жалобы о наличии оснований для назначения наказания ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, является несостоятельным.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией, возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств, связанных не только с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, но и с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Ссылка на то, что наложение штрафа в размере двухсот тысяч рублей значительно уменьшит бюджет поселения, который является дотационным, не дает оснований для применения положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в силу отсутствия исключительных обстоятельств.
В данном случае назначенное юридическому лицу административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Финансовое положение заявителя может явиться основанием для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочки уплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений норм КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в отношении администрации Нытвенского муниципального района не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района от 17 октября 2017 года оставить без изменения, жалобу администрации Нытвенского муниципального района – без удовлетворения.
Судья Е.В. Спиридонов