Дело № 12-223/2021
РЕШЕНИЕ
«14» октября 2021 г. г. Воркута
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Иванов С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, - общества с ограниченной ответственностью «Профессиональные технологии» на постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе от 21.06.2021 ... привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из постановления главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе от 21.06.2021 ... юридическое лицо – ООО «Профессиональные технологии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Представитель ООО «Профессиональные технологии» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора труда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ООО «Профтехнологии» на юридический адрес была получена телеграмма о вызове для участия в составлении протокола об административном правонарушении. 27.05.2021 представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности явился по указанному в телеграмме адресу, однако, выяснилось, что по данному адресу Государственная инспекция труда в Ямало-Ненецком автономном округе не находится, в связи с чем, Общество было направлено письмо с пояснением причин отсутствия и просьбой сообщить о новом времени и месте составления протокола. Однако, 08.06.2021 Обществом получен протокол по делу об административном правонарушении, который составлен без участия представителя с отметкой о надлежащем извещении. В связи с чем, полагает, что данный факт является ненадлежащим уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что повлекло существенное нарушение прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, председателем комиссии Ш нарушен указанный порядок проведения расследования несчастного случая, не инициировано собрание комиссии, не поставлены на обсуждение вопросы между ней и членами комиссии, не согласован со следственными органами вопрос о продлении расследования несчастного случая. Ш свое особое мнение председателя комиссии по расследованию конкретного случая оформила в виде заключения, на основании чего было выдано предписание, обязывающее ООО «Профессиональные технологии» изменить в Акте Н-1 имеющиеся выводы. Являясь председателем комиссии и государственным инспектором труда в одном лице, Ш направила в адрес ООО «Профессиональные технологии» заключение и предписание, до вынесения указанных решений, с особым мнением членов комиссии Ш не ознакомила. По мнению юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, причиной произошедшего несчастного случая является поведение пострадавшего при грубом нарушение инструкции по технике безопасности, о чем высказались все члены комиссии, кроме председателя, которым, однако, квалификация и причина несчастного случая, данная этими членами комиссии, не обжалована в установленном порядке. Также Общество не согласно с доводами, указывающими на то, что работодателем установлен факт грубой неосторожности пострадавшего без учета заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. Профсоюзная организация в ООО «Профессиональные технологии» отсутствует. В состав комиссии по расследованию несчастного случая вошел К. – уполномоченный представитель трудового коллектива Воркутинского ОП ООО «Профессиональные технологии».
Принимая во внимание, что должностное лицо, составившее протокол, а также лицо, подавшее жалобу, извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, согласно заявлений, ходатайствовали о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении без их участия, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии должностного лица, составившего протокол - Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе, а также лица, подавшего жалобу – представителя ООО «Профессиональные технологии».
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении 21.06.2021 должностное лицо Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе – главный государственный инспектор труда не учел, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Из содержания протокола об административном правонарушении ... следует, что он составлен 27.05.2021 в отсутствие законного представителя либо защитника юридического лица – ООО «Профессиональные технологии».
Как следует из телеграммы от 21.05.2021 г., юридическое лицо - ООО «Профессиональные технологии» извещено о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в 11 часов 00 минут 27.05.2021 в помещении государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Олимпийский, д.4/3, в то время как из представленных материалов дела следует, что инспекция труда в Ямало-Ненецком автономном округе находится по адресу: г. Салехард, мкр. Оптимистов, д. 4/3.
Сведений о том, что ООО «Профессиональные технологии» было направлено уведомление, содержащее сведения о фактическом адресе составления протокола, материалы дела не содержат.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен ст. 25.15 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае доказательств надлежащего уведомления законного представителя либо защитника Общества о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении в деле не имеется.
Судья соглашается с доводом о ненадлежащем извещении ООО «Профессиональные технологии» о месте составления протокола, поскольку, как уже указано выше, в представленном извещении полученном Обществом по месту его нахождения (телеграмме), адрес административного органа указан не верно (вместо мкр. Оптимистов, указан мкр. Олимпийский).
При таких обстоятельствах следует считать, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, составлен в отношении ООО «Профессиональные технологии» в отсутствие его законного представителя либо защитника с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 названного Кодекса. Юридическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении при наличии к тому оснований выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст.29.4 КоАП РФ.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении содержит существенный недостаток, он не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из их числа.
Изложенное было оставлено должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление от 21.06.2021, без внимания, требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе от 21.06.2021 ...-... подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный акт.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, – общества с ограниченной ответственностью «Профессиональные технологии» – удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе от 21.06.2021 ... в отношении общества с ограниченной ответственностью «Профессиональные технологии» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Профессиональные технологии» прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ – в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.В. Иванов