ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-223/2021 от 30.03.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-223/2021

УИД 41RS0001-01-2021-001267-53

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

30 марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при секретаре Толстяк А.Д., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» ФИО3 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическому лицу – Обществу с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее по тексту – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» (далее по тексту – ООО «Интерминералс менеджмент», Общество), привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, защитник Общества ФИО3 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой, ссылаясь на указанные в ней доводы, просила постановление отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Законный представитель ООО «Интерминералс менеджмент» ФИО4 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился, каких-либо ходатайств не заявлял, направил в суд своего защитника.

Защитник ООО «Интерминералс менеджмент» ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям. С привлечением ООО «Интерминералс менеджмент», как управляющей компании АО «Камчатское золото» к административной ответственности, они не согласны, так как считают, что по делу имеется ряд процессуальных нарушений: протокол об административном правонарушении составлен и рассмотрен одним и тем же лицом, в связи с чем, инспектор не мог правильно оценить и проанализировать материалы дела; ООО «Интерминералс менеджмент» привлечено к административной ответственности в связи с тем, что сотрудники АО «Камчатское золото» на складе специальной одежды, расположенного непосредственно на разрабатываемом месторождении, в личных карточках учета и выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты не указали: пол, рост, размер одежды, обуви, головного убора, рукавиц, перчаток. АО «Камчатское золото» – самостоятельное юридическое лицо, которое самостоятельно организует выдачу специальных средств непосредственно на месторождении. ООО Интерминералс менеджмент» не наделено полномочиями вести учет личных карточек работников на производственных объектах АО «Камчатское золото», в связи с чем, не должно нести ответственность. АО «Камчатское золото» имеет свою административный персонал в лице исполнительного директора, инспектора по кадрам, кладовщиков, которые несут персональную ответственность за заполнение соответствующих документов. Указанные в протоколе работники, являются работники АО «Камчатское золото», с которыми заключены трудовые договоры. У юридического лица ООО «Интерминералс менеджмент» иные функции. При рассмотрении дела инспектор сослалась только на выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой ООО «Интерминералс менеджмент» является управляющей организацией АО «Камчатское золото», каких-либо иных документов, в том числе договора о передаче полномочий, в котором регламентировано какие именно полномочия передаются в их ведение, а какие АО «Камчатское золото» осуществляет самостоятельно, не исследовалось и не запрашивалось. Вина ООО «Интерминералс менеджмент» не доказана. Они не должны нести ответственность за допущенные работниками АО «Камчатское золото» нарушения. В январе 2021 года АО «Камчатское золото» уже привлекалось к административной ответственности за данное правонарушение, решение ими не оспаривалось. Должностным лицом административного органа не установлена причинно-следственная связь совершенного административного правонарушения. Просила жалобу удовлетворить, постановление отменить, дело прекратить в виду недоказанности вины ООО «Интерминералс менеджмент».

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, дополнительно представленные материалы, заслушав защитника ФИО3, прихожу к следующему.

Как установлено ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности

На основании ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ч. 5, ч. 10 ст. 209 Трудового кодекса РФ, безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, а требования охраны труда представляют собой государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ, Государственными нормативными требованиями охраны груда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии с требованием ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Во исполнение данной нормы закона, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290н были утверждены «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», согласно которым работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно (пункт 4); СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы (пункт 12); работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2013 года № 652н были утверждены «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви, и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», согласно которым:

крепильщику положены к выдаче следующие СИЗ: на сухих работах: комплект шахтерский 1 или костюм из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1; куртка из антистатических материалов на утепляющей прокладке по поясам; белье нательное 2 комплекта; ботинки кожаные с защитным подноском 1 пара или сапоги кожаные с защитным подноском 1 пара; перчатки кислотощелочестойкие 12 пар или перчатки с полимерным покрытием 12 пар; перчатки антивибрационные 4 пары; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску 1; очки защитные до износа; вкладыши противошумные до износа наушники противошумные (с креплением на каску) до износа; самоспасатель 1 на 5 лет; на мокрых работах: комплект шахтерский с водоотталкивающей пропиткой 1; куртка из антистатических материалов на утепляющей прокладке по поясам; костюм для защиты от воды 1; портянки суконные 2 пары или носки шерстяные 3 пары; белье нательное 2 комплекта; ботинки кожаные с защитным подноском 1 пара или сапоги кожаные с защитным подноском 1 пара; сапоги резиновые с защитным подноском 2 пары; перчатки кислотощелочестойкие 12 пар или перчатки с полимерным покрытием 12 пар; перчатки антивибрационные 4 пары; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску 1; очки защитные до износа; вкладыши противошумные до износа; наушники противошумные (с креплением на каску) до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное до износа; самоспасатель 1 на 5 лет (п. 22).

Машинисту буровой установки и помощнику машиниста буровой установки положены к выдачи следующие СИЗ: костюм из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 или комплект шахтерский 1; куртка из антистатических материалов на утепляющей прокладке по поясам; костюм для защиты от воды 1; жилет сигнальный 2 класса защиты 1; белье нательное 2 комплекта; ботинки кожаные с защитным подноском 1 пара или сапоги кожаные с защитным подноском, 1 пара или сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара; перчатки с полимерным покрытием 12 пар; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску 1; очки защитные до износа; наушники противошумные (с креплением на каску) до износа или вкладыши противошумные до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное до износа; самоспасатель 1 на 5 лет; зимой дополнительно: костюм из антистатических материалов на утепляющей прокладке по поясам; белье нательное утепленное 2 комплекта; сапоги кожаные утепленные с защитным подноском по поясам или валенки с резиновым низом по поясам; подшлемник утепленный (с однослойным или трёхслойным утеплителем) 1; перчатки с защитным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами 3 пары (п. 26).

Проходчику положены к выдаче следующие СИЗ: на сухих работах: костюм антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 или комплект шахтерский 1; белье нательное 2 комплекта; ботинки кожаные с защитным подноском 1 пара; перчатки с полимерным покрытием 12 пар; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску до износа; очки защитные до износа; наушники противошумные (с креплением на каску) до износа или вкладыши противошумные до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное до износа; самоспасатель 1 на 5 лет; на мокрых работах: комплект шахтерский с водоотталкивающей пропиткой 1; костюм для защиты от воды 1; куртка из антистатических материалов на утепляющей прокладке по поясам; белье нательное 2 комплекта; сапоги резиновые с защитным подноском 2 пары; портянки суконные 2 пары или носки шерстяные 3 пары; перчатки с полимерным покрытием 12 пар; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску 1; очки защитные до износа; вкладыши противошумные до износа; наушники противошумные (с креплением на каску) до износа; самоспасатель 1 на 5 лет (п. 49).

Электросварщику ручной сварки, электрогазосварщику положены к выдаче следующие СИЗ: костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла 2; белье нательное 2 комплекта; ботинки кожаные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла 2 пары или сапоги кожаные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла 2 пары; портянки суконные 2 пары или носки шерстяные 6 пар; боты или галоши диэлектрические до износа; перчатки диэлектрические до износа; перчатки для защиты от искр и брызг расплавленного металла 12 пар; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску 1; щиток защитный лицевой (с креплением на каску) до износа или очки защитные до износа; наушники противошумные (с креплением на каску) до износа или вкладыши противошумные до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное до износа; самоспасатель 1 на 5 лет; зимой дополнительно: костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла на утепляющей прокладке по поясам; белье нательное утепленное 2 комплекта; ботинки кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла 1 пара или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, 1 пара или валенки с резиновым низом по поясам; перчатки, утепленные для защиты от повышенных температур, искр и брызг, и расплавленного металла 3 пары (п. 57).

Инженеру; мастеру; мастеру горному; начальнику комплекса; начальнику смены; начальнику участка; заместителю начальника участка; технику; электромеханику сменному; электромеханику участка положены к выдаче следующие СИЗ: при работе непосредственно в шахте: костюм из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 или комплект шахтерский 1; костюм для защиты от воды 1; жилет сигнальный 2 класса защиты 1; ботинки кожаные с защитным подноском 1 пара или сапоги кожаные с защитным подноском, 1 пара или сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара; портянки суконные 2 пары или носки шерстяные 3 пары; перчатки с полимерным покрытием 3 пары; каска защитная 1 на 3 года; подшлемник под каску 1; наушники противошумные (с креплением на каску) до износа или вкладыши противошумные до износа; очки защитные до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное до износа; страховочная или удерживающая привязь (пояс предохранительный) до износа самоспасатель 1 на 5 лет; зимой дополнительно: куртка из антистатических материалов на утепляющей прокладке по поясам; белье нательное утепленное 2 комплекта; ботинки кожаные утепленные с защитным подноском по поясам или валенки с резиновым низом по поясам (п. 60).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н были утверждены «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», согласно которым работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту (п. 24).

Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Согласно постановлению должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Интерминералс менеджмент» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение трудового законодательства, выразившееся нарушении требований абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, п.п. 4, 12, 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, п.п. 22, 26, 49, 57, 60 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви, и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2013 года № 652н, п. 24 «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н, а именно:

- не обеспечено указание в Личной карточке учета и выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) работников ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9: пол, рост, размер одежды, обуви, головного убора, рукавиц, перчаток, номеров сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на выданные СИЗ;

- не обеспечена выдача в полном объеме и в установленные сроки сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты проходчику ФИО5 (не отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) (на сухих работах: белье нательное - 2 комп., перчатки с полимерным покрытием - 12 пар, подшлемник под каску - до износа, очки защитные - до износа, на мокрых работах: белье нательное - 2 компл., перчатки с полимерным покрытием - 12 пар, подшлемник под каску - 1, очки защитные - до износа);

- электрогазосварщику ФИО6 (не отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости 9 от степени риска причинения вреда работнику) (белье нательное - 2 комп., перчатки для защиты от искр и брызг расплавленного металла - 12 пар, подшлемник под каску - до износа, очки я защитные - до износа);

- мастеру горному ФИО7 (не отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) (при работе непосредственно в шахте: жилет сигнальный 2 класса - 1, перчатки с полимерным покрытием - 3 пары, подшлемник под каску - 1);

- машинисту буровой установки ФИО8 (не отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) (белье нательное - 2 комп., перчатки с полимерным покрытием - 12 пар);

- крепильщику ФИО9 (не отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) (на сухих работах: белье нательное - 2 комп., перчатки кислотощелочестойкие или перчатки с полимерным покрытием 12 пар, перчатки антивибрационные 4 - пары, подшлемник под каску - 1, очки защитные - до износа; на мокрых работах: костюм для защиты от воды - 1, белье нательное - 2 комплекта, перчатки кислотощелочестойкие или перчатки с полимерным покрытием -12 пар, перчатки антивибрационные - 4 пары, подшлемник под каску - 1, очки защитные - до износа);

- отсутствуют личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работников: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9.

Определив круг доказательств, дав им оценку, должностное лицо административного органа пришло к выводу о виновности ООО «Интерминералс менеджмент» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, постановление должностного лица административного органа нельзя признать законным и обоснованным по следующим обстоятельствам.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признавая юридическое лицо в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности, законодатель в ч. 9 ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях установил, что в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава правонарушения. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

В обжалуемом постановлении должностным лицом административного органа сделан вывод о виновности Общества, в том числе на основании доказательства, которое в материалах дела отсутствует, и при рассмотрении дела не исследовалось, а именно выписке ЕГРЮЛ АО «Камчатское золото», единоличным исполнительным органом которого является управляющая организация ООО «Интерминералс менеджмент».

Более того, согласно представленным материалам, проверка проводилась в отношении АО «Камчатское золото» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, защиты прав и интересов работников, по поступившему в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае извещения о несчастном случае, в результате которой были выявлены нарушения, допущенные АО «Камчатское золото», которые вменены ООО «Интерминералс менеджмент». Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие какое-либо отношение ООО «Интерминералс менеджмент» к АО «Камчатское золото».

В связи с чем, вывод должностного лица о законности привлечения ООО «Интерминералс менеджмент» к административной ответственности, должным образом не мотивирован и не подтверждается собранными по делу доказательствами.

С учетом изложенного, ссылка должностного лица административного органа на отсутствующую в материалах дела выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую факт передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО «Камчатское золото» управляющей организации ООО «Интерминералс менеджмент», недостаточно для привлечения Общества к административной ответственности по данному делу и требует дополнительного анализа Устава АО «Камчатское золото», а также договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Интерминералс менеджмент», которых в деле нет, и которые при рассмотрении дела не исследовались.

Таким образом, исходя из понятия административного правонарушения, содержащегося в Кодексе РФ об административных правонарушениях, действующего трудового законодательства и фактических обстоятельств дела, нельзя сделать однозначный вывод о том, что к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в рамках настоящего дела привлечен надлежащий субъект.

Изложенное свидетельствует о том, что при разрешении данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не выполнены в полном объеме требования ст. 24.1 и ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права ООО «Интерминералс менеджмент» на справедливое разбирательство по делу об административном правонарушении.

Помимо этого, квалифицируя действия ООО «Интерминералс менеджмент» по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа указало, что в действие Общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность юридических лиц, в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ).

При этом, согласно Кодексу об административных правонарушениях, диспозиция ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях изложена «нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи».

Таким образом, должностным лицом не в полном объеме приведена диспозиция вменяемой статьи в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в силу п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.

Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, указанные требования при рассмотрении дела должностным лицом не выполнены.

При составлении протокола об административном правонарушении защитник Общества ФИО11 по существу правонарушения пояснил, что с установленными нарушениями согласен. Нарушения допущены в виду отсутствия должного внимания руководства АО «Камчатское золото». С привлечением к административной ответственности юридического лица ООО «Интерминералс менеджмент» не согласен, в виду того, что за эти нарушения привлечено к административной ответственности АО «Камчатское золото», как юридическое лицо.

Однако в оспариваемом постановлении этому обстоятельству не дано какой-либо оценки. Указанный довод стороны защиты остался без внимания, что не соответствует задачам полноты, объективности и всесторонности рассмотрения дела, установленным ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, не рассмотрение доводов Общества лишило его права на защиту, предоставленное Конституцией РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания должностным лицом административного органа были учтены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а именно нарушение трудового законодательства не в первый раз – Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которые в материалах дела также отсутствуют.

С учетом выше приведенных обстоятельств, постановление Главного государственного инспектора труда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно не отвечает установленным ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, допущенных Главным государственным инспектором труда, при рассмотрении дела, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление подлежит отмене.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом, дело может быть возвращено на новое рассмотрение лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Из обжалуемого постановления усматривается, что Обществу вменено совершение административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы защитника ООО «Интерминералс менеджмент» ФИО3 не истек.

Таким образом, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае.

При наличии выявленных существенных процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по данному делу, являющихся самостоятельным основанием к отмене постановления, доводы жалобы подлежат проверке при новом рассмотрении дела после устранения допущенных существенных нарушений процессуальных требований.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, надлежащим образом исследовать и оценить все юридически значимые обстоятельства, приняв меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и вынесению законного и обоснованного решения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» ФИО3, – удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Лубнин